Турецкие фильмы уже давно и активно участвуют в международных фестивалях, их признают критики и любят зрители. Но турецкие сериалы – это совсем другая история, буквально: культурный феномен наравне с бразильскими теленовеллами и южнокорейскими дорамами. Рассказываем, что же такого особенного в турдизи и почему их так любят российские (и не только) зрители.
Итак, турдизи или просто «дизи» – слово, образованное от слияния двух турецких türk dizileri, что в переводе означает «турецкий сериал». И буквально несколько лет назад первой и единственной ассоциацией с этим словосочетанием был «Великолепный век» (2011–2014) – красивая костюмная эпопея о принцессе Хюррем, наложнице султана Сулеймана, которая стала его полноправной женой. Многосерийная драма о знаковых событиях в истории Турции выходила параллельно с «Борджиа» (2011–2013) об итальянском правящем семействе и перенял эстафету у истории английской династии «Тюдоров» (2007–2010). Казалось, что этот проект лишь попал в поток.
Однако турдизи действительно способны разбить сердца миллионов зрителей. Почему разбить? Дело в том, что почти все турецкие сериалы очень длинные – по 200 серий, и за это время зрители успевают привязаться к персонажам похлеще, чем к родственникам. А потому «расставание» с любимыми героями в последнем эпизоде ведет к тоске и печали: стоит только одним глазком взглянуть на форум любителей турдизи, и все становится ясно. Хотя есть в этом и плюс: стабильность дает ощущение комфорта, помогает бороться с тревогой. Что бы ни произошло, а вечером дома нас ждет любимый сериал со знакомыми героями, от которого невозможно оторваться.
Клинический психолог Рене Карр считает, что это связано с выбросом химических веществ в наш мозг. «Когда вы занимаетесь чем-то приятным, например, просмотром фильмов, ваш мозг вырабатывает дофамин. Это химическое вещество дает телу естественную внутреннюю награду в виде удовольствия… Когда вы запоем смотрите свое любимое шоу, ваш мозг вырабатывает дофамин, и ваше тело испытывает эффект, подобный наркотическому. Вы испытываете псевдозависимость от шоу, потому что у вас появляется тяга к дофамину».
Прежде всего, турецкие сериалы очень разнообразны с точки зрения сюжета. Неравная любовь с первого взгляда («Любовь напрокат»), романтические отношения матери-одиночки с тремя детьми («Дочери Гюнеш»), история прекрасной и независимой девушки («Запах клубники») – и так далее. Что еще важнее, турдизи – это не только ромкомы, но и драматические проекты, и даже боевики. Так, детектив «Внутри» (2016) рассказывает о разлученных в детстве братьях, которые пересекаются в полицейской академии. Триллер «Чукур» (2017–2021) посвящен жизни криминального района на окраине Стамбула. А боевик «Черно-белая любовь» (2017–2018) и вовсе рассказывает о враче Асле, которая становится свидетелем убийства.
Вдобавок, буквально каждое шоу ставит перед своими героями нерешаемую проблему. Одни не могут быть вместе из-за разных социальных статусов и особых семейных традиций. Другие оказываются перед моральной дилеммой, когда влюбляются в своих врагов. Третьи попадают в смертельную опасность из-за любви. И так далее. То есть сюжеты не фантастические, хоть и приукрашенные, и потому сопереживать героям действительно хочется. Скорее – невозможно не сопереживать.
«Наш мозг кодирует все переживания, будь то просмотр по телевизору, пережитый вживую, прочитанный в книге или воображаемый, как «настоящие» воспоминания, – говорит психиатр Гаяни ДеСильва. – Поэтому при просмотре телепрограммы активизируются те же области мозга, что и при просмотре событий в прямом эфире. Мы втягиваемся в сюжетные линии, привязываемся к персонажам и по-настоящему заботимся о результатах конфликтов».
С недавних пор и подростки оказались в фокусе турецких шоураннеров. Так, героям coming-of-age сериала «Мои братья, мои сестры» (2021) приходится резко повзрослеть после таинственной гибели родителей. А совсем новый проект «Услышь меня» (2022–…) рассказывает о крепкой дружбе двух школьниц: когда одна из них попадает под машину, вторая во что бы то ни стало решает отыскать виновника аварии. Словом, турецкие «дизи» могут предложить сюжет и проблему для самых разных зрителей, и мгновенно находят отклик.
Вероятно, дело в терапевтическом эффекте. Например, психолог Илья Шабшин считает, что переживания во время просмотра могут стать отдушиной: «Во многом мы узнаем самих себя по характеру или по психотипу, и наши жизненные ситуации, особенно если они трудные и можно посопереживать. Собственно, на этот эмоциональный отклик идет расчет. Здесь даже есть небольшой психотерапевтический эффект: я немного попереживаю за другого, и самому немножко полегче будет».
Россияне нередко проводят отпуск в Турции, но знания о стране, как правило, ограничиваются all inclusive и песчаным пляжем у отеля. Однако культура этой страны богата и многослойна, и это находит отражение в масштабных исторических эпопеях. Помимо «Великолепного века» о дворцовых интригах Хюррем Хасеки-султан, есть также военный байопик «Воскресший Эртугрул» (2014–2019) о лидере клана тюрок-огузов и его сиквел «Основание: Осман» (2019) об Османе I. А также – «Алп-Арслан: Великий Сельджук» (2021–…) о втором султане династии Сельджуков, «Права на престол Абдулхамид» (2017–2021) о последнем правителе Османской империи и так далее.
Если же говорить о сериалах про современную Турцию, то началось все в 1980-е, когда на телевидении вышла экранизация романа «Королек – птичка певчая». Сюжет об отважной девушке, которая получила образование, оказал сильное влияние на популярную культуру. Это сейчас каждый второй ромком рассказывает о сильных девушках, которые и бизнес могут строить, и жизни спасать, и в целом от мужчин не зависеть. А тогда сюжет о независимой особе произвел настоящий фурор.
Хотя некоторые турецкие сериалы обращаются к по-прежнему нерешенной социальной проблеме. Успешные женщины в современном обществе нередко вызывают неоднозначную реакцию, что уж говорить про Турцию, где 97% жителей исповедуют ислам. На эту тему высказывается, например, сериал «Стеклянные потолки» (2021) о женщине топ-менеджере сети высококлассных ресторанов Стамбула.
Что касается сценарной основы, то турдизи нередко цитируют реальные события. Например, герои сериала «Черная любовь» (2015–2017) – дочь предпринимателя и простой шахтер, – пытаются строить отношения на фоне обвала в шахте. В Турции знают о такой трагедии не понаслышке: в 2014 году в городе Сома произошел взрыв, который унес несколько сотен жизней. А сюжет криминальной драмы «Безмолвие» (2012) отталкивается от аварии, произошедшей в 1997 году, когда четверо молодых людей угнали машину, сбили пожилого человека и оказались в детской тюрьме.
Но есть и обратная зависимость: чем больше люди увлечены турдизи, тем более привлекательной с туристической точки зрения для них становится Турция. Это взаимовыгодный обмен: зрители получают потрясающей красоты сериал, который без малого полгода скрашивает серые будни, а Турция становится более популярной для путешественников.
Несмотря на обилие батальных сцен в исторических драмах и многочисленные криминальные разборки в турдизи о современном Стамбуле, насилия там в разы меньше, чем в аналогичных европейских, американских и уж тем более южнокорейских сериалах. А если речь идет о ромкомах или драмах, то насилие ограничивается лишь мучением зрителя, который с нетерпением ждет воссоединения главных героев.
Во-первых, дело в цензуре. Как тех же Болли-, Толли- и Колливуде, где еще в прошлом веке были введены определенные ограничения на изображение сцен насилия и сексуальных эпизодов. Но, в отличие от индийского кинематографа, тому предшествовал военный переворот 1980 года. Закон, регулирующий кино- и телевизионное производство, выпустили в 1986 году – он был направлен на поддержку тех, кто работает в сфере музыки и кино. И все-таки четкого свода правил, что можно показывать, а что нельзя, нет. Тем не менее, продюсеры прибегают к самоцензуре, чтобы обойти штрафы и избежать запрет на трансляцию.
Во-вторых, дело в культуре: короткие юбки, объятия и тому подобные вещи все-таки не встретишь в современной Турции. А потому Турецкий Верховный Совет по радио и телевидению вполне может допустить сцены насилия, а вот за откровенные сцены взыскивает с телеканалов штраф. Так, один поцелуй в сериале «Чукур» стоил 260 тысяч лир.
При этом откровенной сценой может считаться даже поцелуй, а неподобающей – распитие спиртного. Но, опять же, из-за того, что не все правила четко прописаны, один канал могут оштрафовать за то, что на втором пропустили. Кроме того, многие фильмы и сериалы производятся с государственной поддержкой: в первую очередь ее получит тот проект, где жители и культура Турции представлены в положительном свете. Результат: большинство фильмов и сериалов избегают как насилия, так и обнаженки.
Чтобы зритель в течение 200 часовых эпизодов не отрывался от экрана, практически каждый шоураннер прибегает к клиффхэнгерам, эдаким крючкам, которые в прямом смысле цепляют человека. Каждая серия заканчивается «на самом интересном месте», это заставляет ждать следующего эпизода – и вот уже персонажи стали такими родными, как мы не заметили, что поднимаем тост за их свадьбу.
Психолог Ольга Маховская считает, что дело в эффекте незавершенного действия: «Он состоит в том, что деятельность, которую человек не завершил, запоминается нам надолго, если не навсегда. Сериалы построены с учетом этого эффекта, они прерываются на самом интересном месте».
Если же говорить про масштаб, то в первую очередь речь о бюджете и усилиях, которые турецкие киноделы вкладывают в свои детища. Так, одна серия «Воскресшего Эртугрула» обходилась создателям в 1,5 млн лир, что в пересчете на рубли равно 16 млн. Кроме того, на площадке постоянно присутствовали 25 коней под присмотром ветеринара. И это не все: для коз, овец и куропаток был организован мини-зоопарк, хотя они появились в кадре лишь несколько раз.
Но и это еще не предел: съемки одного эпизода сериала «Завоеватель» (2018) в пересчете на рубли составляли 26 млн! Хотя перегнать соперника ему не удалось: именно «Воскресший Эртугрул» попал в Книгу рекордов Гиннесса как лучший драматический сериал в истории, кроме того, проект перевели на 39 языков. Если же говорить о других рекордах, то «Великолепный век», например, снимали в павильоне площадью 50 000 м² по 16 часов в сутки, за время сериала сшили почти 2000 костюмов. Одно понятно: турки ради хорошего дела денег и сил не жалеют, оттого смотреть турдизи еще приятнее.
Ни для кого не секрет, что турецкие актеры – очень красивые и, кроме того, хорошо играют. Для некоторых зрителей они могут стать настоящим объектом привязанности и даже влюбленности. Так, после сериала «Постучись в мою дверь» исполнитель главной роли Керем Бюрсин стал главным крашем зрительниц по всему миру. Джан Яман из «Ранней пташки» нередко возглавляет рейтинги самых красивых и сексуальных. А Кыванча Татлытуга («Запретная любовь») называют «турецким Бредом Питтом».
Если же говорить об актрисах, то опять всплывает сериал «Постучись в мою дверь»: Ханде Эрчел исполнила в нем главную роль – и с тех пор не покидает рейтинги «самых-самых». Хотя раньше всех прославилась Мерьем Узерли, сыгравшая Хюррем в «Великолепном веке». Сейчас она настоящий идол: многие девушки до сих пор считают вершиной совершенства ее рыжие волосы и голубые глаза, и с удовольствием подражают актрисе. Список звезд, на самом деле, весьма длинный, и у каждого актера есть своя армия поклонников. Это объяснимо: нам не хочется наблюдать за переживаниями тех, кто нам не симпатичен.
Психолог Ольга Маховская уверена, что «Если актер нравится, то зрителю нравится следить за его сценической жизнью: устанавливается парапсихологическая связь, и он воспринимается как родственник. Тогда все, что происходит в жизни этого персонажа, является чрезвычайно привлекательным».
Кажется, теперь, когда с бюджетами, сюжетами и актерами турецких сериалов все прояснилось, остается только пойти в ближайший онлайн-кинотеатр и выбрать себе идеального спутника на грядущий холодный сезон.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…