Разбираемся, что такое «турдизи» и заменят ли они бразильские страсти российскому зрителю.
Турецкие фильмы уже давно и активно участвуют в международных фестивалях, их признают критики и любят зрители. Но турецкие сериалы – это совсем другая история, буквально: культурный феномен наравне с бразильскими теленовеллами и южнокорейскими дорамами. Рассказываем, что же такого особенного в турдизи и почему их так любят российские (и не только) зрители.
Итак, турдизи или просто «дизи» – слово, образованное от слияния двух турецких türk dizileri, что в переводе означает «турецкий сериал». И буквально несколько лет назад первой и единственной ассоциацией с этим словосочетанием был «Великолепный век» (2011–2014) – красивая костюмная эпопея о принцессе Хюррем, наложнице султана Сулеймана, которая стала его полноправной женой. Многосерийная драма о знаковых событиях в истории Турции выходила параллельно с «Борджиа» (2011–2013) об итальянском правящем семействе и перенял эстафету у истории английской династии «Тюдоров» (2007–2010). Казалось, что этот проект лишь попал в поток.
Однако турдизи действительно способны разбить сердца миллионов зрителей. Почему разбить? Дело в том, что почти все турецкие сериалы очень длинные – по 200 серий, и за это время зрители успевают привязаться к персонажам похлеще, чем к родственникам. А потому «расставание» с любимыми героями в последнем эпизоде ведет к тоске и печали: стоит только одним глазком взглянуть на форум любителей турдизи, и все становится ясно. Хотя есть в этом и плюс: стабильность дает ощущение комфорта, помогает бороться с тревогой. Что бы ни произошло, а вечером дома нас ждет любимый сериал со знакомыми героями, от которого невозможно оторваться.
Клинический психолог Рене Карр считает, что это связано с выбросом химических веществ в наш мозг. «Когда вы занимаетесь чем-то приятным, например, просмотром фильмов, ваш мозг вырабатывает дофамин. Это химическое вещество дает телу естественную внутреннюю награду в виде удовольствия… Когда вы запоем смотрите свое любимое шоу, ваш мозг вырабатывает дофамин, и ваше тело испытывает эффект, подобный наркотическому. Вы испытываете псевдозависимость от шоу, потому что у вас появляется тяга к дофамину».
Социальная проблематика и разнообразие
Прежде всего, турецкие сериалы очень разнообразны с точки зрения сюжета. Неравная любовь с первого взгляда («Любовь напрокат»), романтические отношения матери-одиночки с тремя детьми («Дочери Гюнеш»), история прекрасной и независимой девушки («Запах клубники») – и так далее. Что еще важнее, турдизи – это не только ромкомы, но и драматические проекты, и даже боевики. Так, детектив «Внутри» (2016) рассказывает о разлученных в детстве братьях, которые пересекаются в полицейской академии. Триллер «Чукур» (2017–2021) посвящен жизни криминального района на окраине Стамбула. А боевик «Черно-белая любовь» (2017–2018) и вовсе рассказывает о враче Асле, которая становится свидетелем убийства.
Вдобавок, буквально каждое шоу ставит перед своими героями нерешаемую проблему. Одни не могут быть вместе из-за разных социальных статусов и особых семейных традиций. Другие оказываются перед моральной дилеммой, когда влюбляются в своих врагов. Третьи попадают в смертельную опасность из-за любви. И так далее. То есть сюжеты не фантастические, хоть и приукрашенные, и потому сопереживать героям действительно хочется. Скорее – невозможно не сопереживать.
«Наш мозг кодирует все переживания, будь то просмотр по телевизору, пережитый вживую, прочитанный в книге или воображаемый, как «настоящие» воспоминания, – говорит психиатр Гаяни ДеСильва. – Поэтому при просмотре телепрограммы активизируются те же области мозга, что и при просмотре событий в прямом эфире. Мы втягиваемся в сюжетные линии, привязываемся к персонажам и по-настоящему заботимся о результатах конфликтов».
С недавних пор и подростки оказались в фокусе турецких шоураннеров. Так, героям coming-of-age сериала «Мои братья, мои сестры» (2021) приходится резко повзрослеть после таинственной гибели родителей. А совсем новый проект «Услышь меня» (2022–…) рассказывает о крепкой дружбе двух школьниц: когда одна из них попадает под машину, вторая во что бы то ни стало решает отыскать виновника аварии. Словом, турецкие «дизи» могут предложить сюжет и проблему для самых разных зрителей, и мгновенно находят отклик.
Вероятно, дело в терапевтическом эффекте. Например, психолог Илья Шабшин считает, что переживания во время просмотра могут стать отдушиной: «Во многом мы узнаем самих себя по характеру или по психотипу, и наши жизненные ситуации, особенно если они трудные и можно посопереживать. Собственно, на этот эмоциональный отклик идет расчет. Здесь даже есть небольшой психотерапевтический эффект: я немного попереживаю за другого, и самому немножко полегче будет».
Знакомство с культурой
Россияне нередко проводят отпуск в Турции, но знания о стране, как правило, ограничиваются all inclusive и песчаным пляжем у отеля. Однако культура этой страны богата и многослойна, и это находит отражение в масштабных исторических эпопеях. Помимо «Великолепного века» о дворцовых интригах Хюррем Хасеки-султан, есть также военный байопик «Воскресший Эртугрул» (2014–2019) о лидере клана тюрок-огузов и его сиквел «Основание: Осман» (2019) об Османе I. А также – «Алп-Арслан: Великий Сельджук» (2021–…) о втором султане династии Сельджуков, «Права на престол Абдулхамид» (2017–2021) о последнем правителе Османской империи и так далее.
Если же говорить о сериалах про современную Турцию, то началось все в 1980-е, когда на телевидении вышла экранизация романа «Королек – птичка певчая». Сюжет об отважной девушке, которая получила образование, оказал сильное влияние на популярную культуру. Это сейчас каждый второй ромком рассказывает о сильных девушках, которые и бизнес могут строить, и жизни спасать, и в целом от мужчин не зависеть. А тогда сюжет о независимой особе произвел настоящий фурор.
Хотя некоторые турецкие сериалы обращаются к по-прежнему нерешенной социальной проблеме. Успешные женщины в современном обществе нередко вызывают неоднозначную реакцию, что уж говорить про Турцию, где 97% жителей исповедуют ислам. На эту тему высказывается, например, сериал «Стеклянные потолки» (2021) о женщине топ-менеджере сети высококлассных ресторанов Стамбула.
Что касается сценарной основы, то турдизи нередко цитируют реальные события. Например, герои сериала «Черная любовь» (2015–2017) – дочь предпринимателя и простой шахтер, – пытаются строить отношения на фоне обвала в шахте. В Турции знают о такой трагедии не понаслышке: в 2014 году в городе Сома произошел взрыв, который унес несколько сотен жизней. А сюжет криминальной драмы «Безмолвие» (2012) отталкивается от аварии, произошедшей в 1997 году, когда четверо молодых людей угнали машину, сбили пожилого человека и оказались в детской тюрьме.
Но есть и обратная зависимость: чем больше люди увлечены турдизи, тем более привлекательной с туристической точки зрения для них становится Турция. Это взаимовыгодный обмен: зрители получают потрясающей красоты сериал, который без малого полгода скрашивает серые будни, а Турция становится более популярной для путешественников.
Минимум насилия и сексуализации
Несмотря на обилие батальных сцен в исторических драмах и многочисленные криминальные разборки в турдизи о современном Стамбуле, насилия там в разы меньше, чем в аналогичных европейских, американских и уж тем более южнокорейских сериалах. А если речь идет о ромкомах или драмах, то насилие ограничивается лишь мучением зрителя, который с нетерпением ждет воссоединения главных героев.
Во-первых, дело в цензуре. Как тех же Болли-, Толли- и Колливуде, где еще в прошлом веке были введены определенные ограничения на изображение сцен насилия и сексуальных эпизодов. Но, в отличие от индийского кинематографа, тому предшествовал военный переворот 1980 года. Закон, регулирующий кино- и телевизионное производство, выпустили в 1986 году – он был направлен на поддержку тех, кто работает в сфере музыки и кино. И все-таки четкого свода правил, что можно показывать, а что нельзя, нет. Тем не менее, продюсеры прибегают к самоцензуре, чтобы обойти штрафы и избежать запрет на трансляцию.
Во-вторых, дело в культуре: короткие юбки, объятия и тому подобные вещи все-таки не встретишь в современной Турции. А потому Турецкий Верховный Совет по радио и телевидению вполне может допустить сцены насилия, а вот за откровенные сцены взыскивает с телеканалов штраф. Так, один поцелуй в сериале «Чукур» стоил 260 тысяч лир.
При этом откровенной сценой может считаться даже поцелуй, а неподобающей – распитие спиртного. Но, опять же, из-за того, что не все правила четко прописаны, один канал могут оштрафовать за то, что на втором пропустили. Кроме того, многие фильмы и сериалы производятся с государственной поддержкой: в первую очередь ее получит тот проект, где жители и культура Турции представлены в положительном свете. Результат: большинство фильмов и сериалов избегают как насилия, так и обнаженки.
Длительность и масштаб
Чтобы зритель в течение 200 часовых эпизодов не отрывался от экрана, практически каждый шоураннер прибегает к клиффхэнгерам, эдаким крючкам, которые в прямом смысле цепляют человека. Каждая серия заканчивается «на самом интересном месте», это заставляет ждать следующего эпизода – и вот уже персонажи стали такими родными, как мы не заметили, что поднимаем тост за их свадьбу.
Психолог Ольга Маховская считает, что дело в эффекте незавершенного действия: «Он состоит в том, что деятельность, которую человек не завершил, запоминается нам надолго, если не навсегда. Сериалы построены с учетом этого эффекта, они прерываются на самом интересном месте».
Если же говорить про масштаб, то в первую очередь речь о бюджете и усилиях, которые турецкие киноделы вкладывают в свои детища. Так, одна серия «Воскресшего Эртугрула» обходилась создателям в 1,5 млн лир, что в пересчете на рубли равно 16 млн. Кроме того, на площадке постоянно присутствовали 25 коней под присмотром ветеринара. И это не все: для коз, овец и куропаток был организован мини-зоопарк, хотя они появились в кадре лишь несколько раз.
Но и это еще не предел: съемки одного эпизода сериала «Завоеватель» (2018) в пересчете на рубли составляли 26 млн! Хотя перегнать соперника ему не удалось: именно «Воскресший Эртугрул» попал в Книгу рекордов Гиннесса как лучший драматический сериал в истории, кроме того, проект перевели на 39 языков. Если же говорить о других рекордах, то «Великолепный век», например, снимали в павильоне площадью 50 000 м² по 16 часов в сутки, за время сериала сшили почти 2000 костюмов. Одно понятно: турки ради хорошего дела денег и сил не жалеют, оттого смотреть турдизи еще приятнее.
Актеры
Ни для кого не секрет, что турецкие актеры – очень красивые и, кроме того, хорошо играют. Для некоторых зрителей они могут стать настоящим объектом привязанности и даже влюбленности. Так, после сериала «Постучись в мою дверь» исполнитель главной роли Керем Бюрсин стал главным крашем зрительниц по всему миру. Джан Яман из «Ранней пташки» нередко возглавляет рейтинги самых красивых и сексуальных. А Кыванча Татлытуга («Запретная любовь») называют «турецким Бредом Питтом».
Если же говорить об актрисах, то опять всплывает сериал «Постучись в мою дверь»: Ханде Эрчел исполнила в нем главную роль – и с тех пор не покидает рейтинги «самых-самых». Хотя раньше всех прославилась Мерьем Узерли, сыгравшая Хюррем в «Великолепном веке». Сейчас она настоящий идол: многие девушки до сих пор считают вершиной совершенства ее рыжие волосы и голубые глаза, и с удовольствием подражают актрисе. Список звезд, на самом деле, весьма длинный, и у каждого актера есть своя армия поклонников. Это объяснимо: нам не хочется наблюдать за переживаниями тех, кто нам не симпатичен.
Психолог Ольга Маховская уверена, что «Если актер нравится, то зрителю нравится следить за его сценической жизнью: устанавливается парапсихологическая связь, и он воспринимается как родственник. Тогда все, что происходит в жизни этого персонажа, является чрезвычайно привлекательным».
Кажется, теперь, когда с бюджетами, сюжетами и актерами турецких сериалов все прояснилось, остается только пойти в ближайший онлайн-кинотеатр и выбрать себе идеального спутника на грядущий холодный сезон.
Комментарии