Кони, шаманы, снова кони и потрясающие пейзажи в специальной подборке для тех, кто давно хотел, но очень боялся.
Пока кто-то смотрит якутское кино, мы решили заглянуть к соседям. Монгольские кинематографисты тоже создают колоритные проекты, хоть и не в таком количестве, как корейцы или японцы. Но речь пойдет про молодое монгольское кино, потому что история локального кинематографа – предмет для отдельной обширной беседы. Сегодня же мы предлагаем погрузиться в тему со стороны новых, ярких и чувственных фильмов монгольских кинематографистов.
«Дети Чингиса» (2017)
Чингисхан – знаковая фигура не только для истории Монголии: он часто попадает на экран в самых разных проектах. Хотя исторические события привлекают внимание монгольских режиссеров чаще всего. Им не уступают лишь проблемы социального характера. Яркие примеры последних лет – картина «Содура» (2015) о конфликте города и тайги, исторический боевик «Легенда пустыни Гоби» (2017) и байопик «Принцесса Хутулун» (2021). Однако «Дети Чингиса» с ханом никак не связаны: действие фильма разворачивается в наши дни, а в центре сюжета – талантливый мальчик, который намерен участвовать в скачках.
Скачки, наряду со стрельбой из лука и монгольской борьбой, являются одним из трех традиционных состязаний. Болд, лучший тренер верховой езды в городе, объявляет о соревновании: победитель сможет оседлать его лучшего скакуна. Жители единогласно выбирают Доржа, старшего сына Дамбии, местного земледельца. Вскоре к состязанию подключается его азартный средний сын. Но еще больше все усложняет визит женщины из ЮНЕСКО, которая принимает активное участие в подготовке к скачкам…
«Дети Чингиса» – это красивая драма про одну из главных традиций и страстей монгольского народа. Именно с этого фильма лучше всего начинать погружение в кинематограф страны.
«Шаман» (2018)
Единственный документальный фильм в нашей подборке рассказывает о феномене современной Монголии на фоне изменений мирового климата. Шаманизм как одна из религий монголов долгое время уступал буддизму и христианству, однако в последние годы языческие ритуалы вновь завоевывают поклонников. Шаманов становится все больше, и связано это, как ни удивительно, с экологией: они восстают против тяжелого положения кочевых племен и жестокого обращения с природой.
Режиссер Дэвид Гомес Роллан отправляется в самые разные точки Монголии, чтобы пообщаться с шаманами о происходящем. Его фильм не только позволяет познакомиться с внутренней культурой страны, древней культурой, которую с трепетом сохраняют местные жители. Это еще и рассуждение о том, как взаимоотношения человека и природы влияют на мир и насколько в действительности переплетены не связанные на первый взгляд вещи. Роллан соединяет в фильме истории кочевников, горняков-кустарей, климатических беженцев и шаманов, и в это путешествие стоит отправиться как минимум из культурологического интереса.
The Steed (2019)
Оригинальное название картины переводится с английского как «конь». Конь и является одним из главных героев фильма наряду с мальчиком, чье взросление приходится на военные годы. Действие ленты разворачивается во время революционных событий 1917-го, которые захлестнули и Монголию. Мать мальчика смертельно больна. Пока есть возможность, она наставляет сына, давая жизненно важные советы. Основной из них – всегда любить своего коня.
В данном случае тяжелое время лишь создает фон, но не является решающим фактором для раскрытия центральной темы: держать связь с корнями – самое главное для человека. А в пожаре революции единственный, кто остался у мальчика, – это конь, верный друг и родственная душа. Так что история о спасении двух героев воплощается в пронзительной драме на фоне невероятных локаций.
«Артерии мира» (2020)
Фильм снимался в сотрудничестве с Германией, и оригинальное название звучит как Die Adern der Welt. «Артерии мира» – полнометражный проект немецкого режиссера монгольского происхождения Бямбасурен Даваа – побывал на Берлинале, но так и не добрался до широкого проката. Однако присмотреться к нему стоит: игровая картина вдохновлена вполне реальными событиями. И помимо потрясающих пейзажей, за которыми не грех и самому в Монголию отправиться, в ней есть действительно злободневная проблема столкновения двух разных миров.
Главный герой – 12-летний мальчишка Амра – грезит о славе на конкурсе «Монголия ищет таланты», но живет он в общине кочевников. Его отец работает механиком, мать пасет овец и коз, сам он учится в школе, все вместе продают сыр. Ролики на YouTube и общение с природой – главная отдушина для мальчика. Но когда представители горнодобывающей корпорации являются на территорию общины, чтобы выселить людей и разрушить ландшафт, Амре приходится резко повзрослеть.
Дебютный проект Бямбасурен Даваа – документальный фильм «Рассказ плачущего верблюда» (2003). Картина претендовала на «Оскара» в 2005 году в категории «Лучший документальный фильм», но уступила статуэтку ленте «Рожденные в борделях» (2004). Также Даваа известна драмой «Пещера желтого пса» (2005) и документалкой «Две лошади Чингисхана» (2009).
Under the Turquoise Sky (2021)
«Под бирюзовым небом» (перевод англоязычного названия) – режиссерский дебют актера Кэнтаро Мацуо. Его можно встретить в самых разных интернациональных картинах – от «Интимного дневника» (1995) Питера Гринуэя до «Такси 2» (2000) и «Часа пик 3» (2007). Снимается он и теперь – правда, больше в многосерийных проектах: «Предчувствие» (2012-2015) и «Напарницы: Астрид и Рафаэла» (2019). Его режиссерская работа – не попытка познакомить иностранцев с культурой Монголии. Дело вообще начинается в Японии. Однако по мере развития событий любому зрителю станет очевидно: это милая открытка, адресованная родной стране.
По сюжету, бизнесмен Сабуро отправляет своего избалованного внука Такеши в Монголию на поиски некогда оставленной дочери. Намереваясь дать парнишке «цель в жизни», он снаряжает с ним в путь здоровенного проводника Амараа, который давеча лихо гарцевал на коне в центре Токио. Впереди – поездка через половину Монголии, где нашлось место и комическим бытовым ситуациям, и встрече с шаманом под традиционную музыку у пылающего костра…
В пути Такеши все-таки совершает трансформацию из самовлюбленного плейбоя в рационального взрослого. Но, кажется, это просто неизбежно для любого, кто попадает в прекрасный и опасный мир таинственных кочевников.
Комментарии