Кино

5 главных фильмов Берлинского кинофестиваля, на которые стоит обратить внимание

1 марта завершился 70 Берлинский кинофестиваль, сменивший в этом году руководство. Дитера Косслика, который провел на позиции директора фестиваля почти два десятка лет, сменила более молодая команда из арт-директора итальянца Карло Шатриана и исполнительного директора голландки Мариетте Риссенбек. Нововведения не заставили себя ждать: фестиваль стартовал на две недели позже, чем обычно (чтобы отделиться по срокам от американского «Сандэнса») и получил свежую программу Encounters, посвященную новым формам и перспективам кино. По результатам прошедшего фестиваля «КиноРепортер» рассказывает о самых интересных фильмах, показанных в программах обновленного Берлинале. 

«Зла не существует»

Реж. Мохаммад Расулоф

Программа: Основной конкурс

Главным фильмом Берлинале стала драма о смертной казни от иранского режиссера Мохаммада Расулофа, получившая «Золотого медведя». На родине Расулоф из-за своих картин регулярно имеет проблемы с властями. Режиссер даже не смог приехать в Берлин из-за запрета на выезд из страны и годового тюремного срока (приговор пока не вступил в силу).

«Зла не существует» — восьмой фильм Расулофа и его первый в конкурсе Берлинале. Это четыре короткие истории, объединенные общей темой — героям-мужчинам предстоит стать палачами, но грядущая экзекуция становится для каждого из них испытанием. Контраст узаконенного убийства и повседневной жизни — точки, вокруг которых строит свои истории Расулоф, чтобы задать неудобные вопросы о жизни в репрессивной системе и моральном выборе (или его отсутствии).

«ДАУ. Наташа»

Реж. Илья Хржановский

Программа: Основной конкурс

«Наташа» — часть мультимедийного проекта «ДАУ» режиссера Ильи Хржановского. Это 2,5-часовой эпизод, смонтированный из материалов, которые на протяжении трех лет снимали в специально построенных декорациях Института физических проблем, где непрофессиональные актеры (среди них есть известные персоны) воспроизводили атмосферу 1930-х годов. Показ «Наташи» в конкурсной программе вызвал множество споров (и даже открытое письмо в дирекцию фестиваля от пяти российских журналистов). Выступающие в поддержку фильма приводят аргументы о новизне методов и важности тем, противники — задают правомерные вопросы об этичности этих методов.

Официально, «Наташа» — игровая импровизационная зарисовка о буфетчице в НИИ, которая постоянно ссорится и пьет со своей молодой помощницей, однажды спит с иностранным ученым, а после подвергается допросу, который проводит (реальный, бывший) тюремщик. Как и в «Зла не существует», «Дау» говорит о репрессивной системе, но форма этого разговора оставляет публику в замешательстве — возможно поэтому, единственный приз, который проект получил на фестивале — награда оператору Юргену Юргесу.

«Прописные буквы»

Реж. Раду Жуде

Программа: Forum

Новая картина румынского режиссера Раду Жуде отправляет зрителей в восьмидесятые — в диктаторский режим Чаушеску. Тематически фильм, исследующий историю румынского общества, продолжает говорить о вопросах, которые Жуде поднимал в фильме «Мне плевать, что мы войдем в историю как варвары» (2018), а для Берлинале-2020 становится еще одним голосом, рассказывающим о тоталитаризме.

В основе «Прописных букв» лежит документальная пьеса Жанины Карбунариу о школьнике, который писал на стенах в своем районе протестные лозунги. Материалом для нее послужили архивные записи румынской полиции, которые зачитывают актеры в минималистичных театральных декорациях. Тексты свидетельств и заявлений чередуются нарезками из телевизионных образов того времени: новостей, рекламы, а также пропагандистских роликов. Резкий монтаж добавляет контраста между расследованием и телевизионной утопией. К концу зрителя окончательно захватывает атмосфера недоверия и подавленной тревоги. У главного героя отбирают свободу мысли, и хотя совсем скоро режим падет, он оставит гигантский травматический след.

«Котлован»

Реж. Андрей Грязев

Программа: Панорама

Еще один российский фильм — яркая документальная картина Андрея Грязева. Предыдущие фильмы режиссер посвятил дружбе гастарбайтеров, нищенской жизни шахтеров и, наконец, арт-группе «Война». В новом фильме Грязев решил обратиться ко всей России, использовав ее же голоса. Фильм смонтирован из роликов, размещенных «в американском сайте ютьюб» — сперва из новостей о постройке котлованов, после — обращений граждан к президенту. Первая часть и название фильма отсылают к одноименной повести Андрея Платонова и буквально погружают зрителя в образ страны, в которой постоянно что-то строят — но лучше от этого никому не становится. Во второй ― уставшие граждане пытаются отрефлексировать происходящее и оставляют свои обращения на просторах интернета, превращаясь в многоголосый коллективный портрет. В результате получается эмоциональное кино о людях, которое бьет по больному и не может оставить зрителя равнодушным.

«Никогда, редко, иногда, всегда»

Реж. Элиза Хиттман

Программа: Основной конкурс

Новая работа Элизы Хиттман приехала в Берлин из американского «Сандэнса», где американка ранее участвовала с полнометражным дебютом «Пляжные крысы» и несколькими короткометражными работами. В Берлине, как и в Юте, «Никогда, редко, иногда, всегда» получил специальную награду жюри.

Фильм выбивается из череды политических фильмов Берлинале и рассказывает личную историю забеременевшей семнадцатилетней девушки. Героиня вместе с двоюродной сестрой отправляется из небольшого городка в Пеннсильвании в Ньй-Йорк, где можно сделать аборт, не оповещая родителей. Как и «Пляжные крысы», картина привлекает реалистичными портретами взрослеющих подростков, у которых мало возможностей, много тревожности, но зато есть интернет. В этот раз режиссер дополняет образы деталями специфического женского опыта и проблематизирует отсутствие контроля над своей жизнью и своим телом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Редкая птица» с Катериной Шпицей и Александром Горбатовым к 9 Мая

В День Победы в онлайн-кинотеатре KION состоится эксклюзивная премьера военной мелодрамы «Редкая птица» о выпускницах летного училища, которые в 1943…

2 часа назад

Есть такая профессия: Наши звезды в фильмах и сериалах о Великой Отечественной

Великая Отечественная война многие десятилетия остается важнейшей темой российских фильмов и сериалов. Но сегодня, когда будущее страны вновь под угрозой,…

3 часа назад

«Режиссер – не профессия, а склад характера»: Избранные цитаты Александра Адабашьяна

Сценарист почти 40 фильмов. Художник-постановщик 20 картин. Актер, сыгравший более 70 ролей. Режиссер, поставивший в том числе оперу в La…

8 часов назад

Интеллектуальные игры: Как техника сосуществует с ИИ

Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…

23 часа назад

Не только Мадс Миккельсен: 5 звезд мирового кино из Дании

Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…

1 день назад

Долгое прощание: Все «последние фильмы» Квентина Тарантино

Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…

1 день назад