1 марта завершился 70 Берлинский кинофестиваль, сменивший в этом году руководство. Дитера Косслика, который провел на позиции директора фестиваля почти два десятка лет, сменила более молодая команда из арт-директора итальянца Карло Шатриана и исполнительного директора голландки Мариетте Риссенбек. Нововведения не заставили себя ждать: фестиваль стартовал на две недели позже, чем обычно (чтобы отделиться по срокам от американского «Сандэнса») и получил свежую программу Encounters, посвященную новым формам и перспективам кино. По результатам прошедшего фестиваля «КиноРепортер» рассказывает о самых интересных фильмах, показанных в программах обновленного Берлинале.
Реж. Мохаммад Расулоф
Программа: Основной конкурс
Главным фильмом Берлинале стала драма о смертной казни от иранского режиссера Мохаммада Расулофа, получившая «Золотого медведя». На родине Расулоф из-за своих картин регулярно имеет проблемы с властями. Режиссер даже не смог приехать в Берлин из-за запрета на выезд из страны и годового тюремного срока (приговор пока не вступил в силу).
«Зла не существует» — восьмой фильм Расулофа и его первый в конкурсе Берлинале. Это четыре короткие истории, объединенные общей темой — героям-мужчинам предстоит стать палачами, но грядущая экзекуция становится для каждого из них испытанием. Контраст узаконенного убийства и повседневной жизни — точки, вокруг которых строит свои истории Расулоф, чтобы задать неудобные вопросы о жизни в репрессивной системе и моральном выборе (или его отсутствии).
Реж. Илья Хржановский
Программа: Основной конкурс
«Наташа» — часть мультимедийного проекта «ДАУ» режиссера Ильи Хржановского. Это 2,5-часовой эпизод, смонтированный из материалов, которые на протяжении трех лет снимали в специально построенных декорациях Института физических проблем, где непрофессиональные актеры (среди них есть известные персоны) воспроизводили атмосферу 1930-х годов. Показ «Наташи» в конкурсной программе вызвал множество споров (и даже открытое письмо в дирекцию фестиваля от пяти российских журналистов). Выступающие в поддержку фильма приводят аргументы о новизне методов и важности тем, противники — задают правомерные вопросы об этичности этих методов.
Официально, «Наташа» — игровая импровизационная зарисовка о буфетчице в НИИ, которая постоянно ссорится и пьет со своей молодой помощницей, однажды спит с иностранным ученым, а после подвергается допросу, который проводит (реальный, бывший) тюремщик. Как и в «Зла не существует», «Дау» говорит о репрессивной системе, но форма этого разговора оставляет публику в замешательстве — возможно поэтому, единственный приз, который проект получил на фестивале — награда оператору Юргену Юргесу.
Реж. Раду Жуде
Программа: Forum
Новая картина румынского режиссера Раду Жуде отправляет зрителей в восьмидесятые — в диктаторский режим Чаушеску. Тематически фильм, исследующий историю румынского общества, продолжает говорить о вопросах, которые Жуде поднимал в фильме «Мне плевать, что мы войдем в историю как варвары» (2018), а для Берлинале-2020 становится еще одним голосом, рассказывающим о тоталитаризме.
В основе «Прописных букв» лежит документальная пьеса Жанины Карбунариу о школьнике, который писал на стенах в своем районе протестные лозунги. Материалом для нее послужили архивные записи румынской полиции, которые зачитывают актеры в минималистичных театральных декорациях. Тексты свидетельств и заявлений чередуются нарезками из телевизионных образов того времени: новостей, рекламы, а также пропагандистских роликов. Резкий монтаж добавляет контраста между расследованием и телевизионной утопией. К концу зрителя окончательно захватывает атмосфера недоверия и подавленной тревоги. У главного героя отбирают свободу мысли, и хотя совсем скоро режим падет, он оставит гигантский травматический след.
Реж. Андрей Грязев
Программа: Панорама
Еще один российский фильм — яркая документальная картина Андрея Грязева. Предыдущие фильмы режиссер посвятил дружбе гастарбайтеров, нищенской жизни шахтеров и, наконец, арт-группе «Война». В новом фильме Грязев решил обратиться ко всей России, использовав ее же голоса. Фильм смонтирован из роликов, размещенных «в американском сайте ютьюб» — сперва из новостей о постройке котлованов, после — обращений граждан к президенту. Первая часть и название фильма отсылают к одноименной повести Андрея Платонова и буквально погружают зрителя в образ страны, в которой постоянно что-то строят — но лучше от этого никому не становится. Во второй ― уставшие граждане пытаются отрефлексировать происходящее и оставляют свои обращения на просторах интернета, превращаясь в многоголосый коллективный портрет. В результате получается эмоциональное кино о людях, которое бьет по больному и не может оставить зрителя равнодушным.
Реж. Элиза Хиттман
Программа: Основной конкурс
Новая работа Элизы Хиттман приехала в Берлин из американского «Сандэнса», где американка ранее участвовала с полнометражным дебютом «Пляжные крысы» и несколькими короткометражными работами. В Берлине, как и в Юте, «Никогда, редко, иногда, всегда» получил специальную награду жюри.
Фильм выбивается из череды политических фильмов Берлинале и рассказывает личную историю забеременевшей семнадцатилетней девушки. Героиня вместе с двоюродной сестрой отправляется из небольшого городка в Пеннсильвании в Ньй-Йорк, где можно сделать аборт, не оповещая родителей. Как и «Пляжные крысы», картина привлекает реалистичными портретами взрослеющих подростков, у которых мало возможностей, много тревожности, но зато есть интернет. В этот раз режиссер дополняет образы деталями специфического женского опыта и проблематизирует отсутствие контроля над своей жизнью и своим телом.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…