«КиноРепортер» рассказывает, какими лентами запомнится немецкий смотр в 2020 году.
1 марта завершился 70 Берлинский кинофестиваль, сменивший в этом году руководство. Дитера Косслика, который провел на позиции директора фестиваля почти два десятка лет, сменила более молодая команда из арт-директора итальянца Карло Шатриана и исполнительного директора голландки Мариетте Риссенбек. Нововведения не заставили себя ждать: фестиваль стартовал на две недели позже, чем обычно (чтобы отделиться по срокам от американского «Сандэнса») и получил свежую программу Encounters, посвященную новым формам и перспективам кино. По результатам прошедшего фестиваля «КиноРепортер» рассказывает о самых интересных фильмах, показанных в программах обновленного Берлинале.
«Зла не существует»
Реж. Мохаммад Расулоф
Программа: Основной конкурс
Главным фильмом Берлинале стала драма о смертной казни от иранского режиссера Мохаммада Расулофа, получившая «Золотого медведя». На родине Расулоф из-за своих картин регулярно имеет проблемы с властями. Режиссер даже не смог приехать в Берлин из-за запрета на выезд из страны и годового тюремного срока (приговор пока не вступил в силу).
«Зла не существует» — восьмой фильм Расулофа и его первый в конкурсе Берлинале. Это четыре короткие истории, объединенные общей темой — героям-мужчинам предстоит стать палачами, но грядущая экзекуция становится для каждого из них испытанием. Контраст узаконенного убийства и повседневной жизни — точки, вокруг которых строит свои истории Расулоф, чтобы задать неудобные вопросы о жизни в репрессивной системе и моральном выборе (или его отсутствии).
«ДАУ. Наташа»
Реж. Илья Хржановский
Программа: Основной конкурс
«Наташа» — часть мультимедийного проекта «ДАУ» режиссера Ильи Хржановского. Это 2,5-часовой эпизод, смонтированный из материалов, которые на протяжении трех лет снимали в специально построенных декорациях Института физических проблем, где непрофессиональные актеры (среди них есть известные персоны) воспроизводили атмосферу 1930-х годов. Показ «Наташи» в конкурсной программе вызвал множество споров (и даже открытое письмо в дирекцию фестиваля от пяти российских журналистов). Выступающие в поддержку фильма приводят аргументы о новизне методов и важности тем, противники — задают правомерные вопросы об этичности этих методов.
Официально, «Наташа» — игровая импровизационная зарисовка о буфетчице в НИИ, которая постоянно ссорится и пьет со своей молодой помощницей, однажды спит с иностранным ученым, а после подвергается допросу, который проводит (реальный, бывший) тюремщик. Как и в «Зла не существует», «Дау» говорит о репрессивной системе, но форма этого разговора оставляет публику в замешательстве — возможно поэтому, единственный приз, который проект получил на фестивале — награда оператору Юргену Юргесу.
«Прописные буквы»
Реж. Раду Жуде
Программа: Forum
Новая картина румынского режиссера Раду Жуде отправляет зрителей в восьмидесятые — в диктаторский режим Чаушеску. Тематически фильм, исследующий историю румынского общества, продолжает говорить о вопросах, которые Жуде поднимал в фильме «Мне плевать, что мы войдем в историю как варвары» (2018), а для Берлинале-2020 становится еще одним голосом, рассказывающим о тоталитаризме.
В основе «Прописных букв» лежит документальная пьеса Жанины Карбунариу о школьнике, который писал на стенах в своем районе протестные лозунги. Материалом для нее послужили архивные записи румынской полиции, которые зачитывают актеры в минималистичных театральных декорациях. Тексты свидетельств и заявлений чередуются нарезками из телевизионных образов того времени: новостей, рекламы, а также пропагандистских роликов. Резкий монтаж добавляет контраста между расследованием и телевизионной утопией. К концу зрителя окончательно захватывает атмосфера недоверия и подавленной тревоги. У главного героя отбирают свободу мысли, и хотя совсем скоро режим падет, он оставит гигантский травматический след.
«Котлован»
Реж. Андрей Грязев
Программа: Панорама
Еще один российский фильм — яркая документальная картина Андрея Грязева. Предыдущие фильмы режиссер посвятил дружбе гастарбайтеров, нищенской жизни шахтеров и, наконец, арт-группе «Война». В новом фильме Грязев решил обратиться ко всей России, использовав ее же голоса. Фильм смонтирован из роликов, размещенных «в американском сайте ютьюб» — сперва из новостей о постройке котлованов, после — обращений граждан к президенту. Первая часть и название фильма отсылают к одноименной повести Андрея Платонова и буквально погружают зрителя в образ страны, в которой постоянно что-то строят — но лучше от этого никому не становится. Во второй ― уставшие граждане пытаются отрефлексировать происходящее и оставляют свои обращения на просторах интернета, превращаясь в многоголосый коллективный портрет. В результате получается эмоциональное кино о людях, которое бьет по больному и не может оставить зрителя равнодушным.
«Никогда, редко, иногда, всегда»
Реж. Элиза Хиттман
Программа: Основной конкурс
Новая работа Элизы Хиттман приехала в Берлин из американского «Сандэнса», где американка ранее участвовала с полнометражным дебютом «Пляжные крысы» и несколькими короткометражными работами. В Берлине, как и в Юте, «Никогда, редко, иногда, всегда» получил специальную награду жюри.
Фильм выбивается из череды политических фильмов Берлинале и рассказывает личную историю забеременевшей семнадцатилетней девушки. Героиня вместе с двоюродной сестрой отправляется из небольшого городка в Пеннсильвании в Ньй-Йорк, где можно сделать аборт, не оповещая родителей. Как и «Пляжные крысы», картина привлекает реалистичными портретами взрослеющих подростков, у которых мало возможностей, много тревожности, но зато есть интернет. В этот раз режиссер дополняет образы деталями специфического женского опыта и проблематизирует отсутствие контроля над своей жизнью и своим телом.
Комментарии