Первый в истории мультфильм с рейтингом Х, культовые режиссеры и последний проект Майка Флэнагана для Netflix.
Эдгара Аллана По называют одним из трех столпов мрачной литературы, по которой чаще всего снимают хорроры и триллеры. Двое других – это Говард Филлипс Лавкрафт и Стивен Кинг. В своих произведениях По создавал ни на что не похожие миры: они будоражат воображение, дергают за натянутые нервы и окутывают своей пугающей атмосферой. Многие пытались перенести эту жуть на экран, однако получилось это далеко не у всех.
По случаю 215-летия со дня рождения писателя собрали пятерку по-настоящему мрачных киноадаптаций его рассказов, намеренно не включив в подборку фильмы Роджера Кормана. Режиссер создал целую серию картин по произведениям Эдгара По, ставших классикой, которую сам писатель, несомненно, оценил бы по достоинству.
«Сердце-обличитель» (1953)
«Сердце-обличитель» Теда Пармли – это 8-минутная анимационная зарисовка, озвученная гипнотическим голосом Джеймса Мейсона. «История показана глазами безумца, который, как и все мы, считал себя абсолютно нормальным». Когда видишь открывающую мультфильм фразу, по коже сразу же бежит холодок, замораживающий до самого финала.
«Сердце-обличитель» снято по одноименному рассказу Эдгара По практически без изменений. Рассказчик повествует о том, как его ужасно раздражают и пугают «странные» глаза владельца дома, где он живет. Поэтому он убивает его и прячет тело под половицами одной из комнат.
Несмотря на то, что мультфильм длится лишь 8 минут, здесь есть все: завязка, динамичное развитие, гармоничная развязка и, что самое главное, катарсис. Причем такой силы, что бывает не в каждой полнометражной картине. Все это усугубляется завораживающей мягкостью голоса Мейсона и сюрреалистичной картинкой в духе Сальвадора Дали.
В 1954 году мультфильм номинировали на «Оскара», но он проиграл ленте Disney «Гудение, свист, звон и гул». Впрочем, незамеченным он не остался: впервые в истории анимации Британский совет по классификации фильмов присвоил мультику рейтинг Х – только для взрослых. В 1994 году историк анимации Джерри Бек добавил его в список 50 величайших мультфильмов, поставив на 24-е место. А в 2001-м работа Теда Пармли была включена в Национальный реестр фильмов, куда попадают картины, имеющие историческое, культурное или эстетическое значение.
«Три шага в бреду» (1968)
«Три шага в бреду» – три небольших фильма европейских режиссеров первой величины — Роже Вадима, Луи Маля и Федерико Феллини. Картины выстроены по нарастающей – от менее интересной к самой лакомой. Однако каст в любом случае впечатляет: Джейн Фонда, Ален Делон, Брижит Бардо и Теренс Стэмп.
Роже Вадим перенес на экран рассказ По «Метценгерштейн» о распутной графине (Джейн Фонда), которая привыкла получать все, что хочет, одним кивком головы. Однако с ее кузеном (Питер Фонда), которого та вдруг возжелала, так не вышло. Отвергнутая и оскорбленная Фредерика приказывает сжечь его любимую конюшню. Во время пожара случается непредвиденное, и графиня впадает в меланхолическое состояние, которое разбавляет только конь, непонятно откуда появившийся. Ленту сложно назвать фильмом, это скорее красивая костюмированная зарисовка, где зрителю позволяют вдоволь налюбоваться ангельской внешностью и сногсшибательной фигурой молодой Фонды.
Луи Маль остановился на рассказе «Вильям Вильсон», и его творение выглядит гораздо живее и увереннее. Прекрасный Ален Делон играет бессовестного и жестокого Вильяма и его двойника-противоположность. Каждый раз, когда «злой» Вильсон готов переступить черту дозволенного, появляется «добрый» Вильсон и не дает ему окончательно превратиться в животное. Но всему, даже самым благим намерениям, когда-то приходит конец. Маль не дает зрителю ответов на вопросы, откуда взялся «добрый» Вильсон и кто он: ангел ли хранитель «злого» Вильсона, его второе я или, может быть, совесть? От этой неизвестности остается легкое послевкусие недосказанности и тревоги.
Федерико Феллини использовал рассказ «Не закладывай черту своей головы» и назвал свой фильм «Тоби Даммит». Он виртуозно перенес действие в современный для него Рим и сделал главного героя эксцентричным английским актером, который, соблазненный обещанным гонораром в виде новенького «феррари», приезжает в Италию на съемки не менее эксцентричного католического вестерна. Теренс Стэмп, сыгравший Тоби Даммита, великолепно передал характер и настроение своего персонажа – экзальтированно-уставшего, отчаявшегося и в то же время примирившегося с неизбежным. В совсем небольшой фильм маэстро Феллини, как всегда, вложил большой скрытый подтекст и броскими мазками изобразил упаднический портрет современного шоу-бизнеса.
«Два злобных взгляда» (1989)
«Два злобных взгляда» – это два взгляда на рассказы Эдгара По: американца Джорджа А. Ромеро и итальянца Дарио Ардженто. Оба остались верны себе и сняли фильмы в узнаваемой стилистике, с характерными только для них фишками: зомби и джалло.
Джордж А. Ромеро для своей киноновеллы взял за основу рассказ «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром» и, конечно же, не смог отказать себе в удовольствии создать очередного зомби. Старик-миллионер Вальдемар (Бинго О’Мэлли) составил завещание, совсем не удовлетворяющее его молодую жену Джессику (Эдриенн Барбо). Вместе со своим любовником, доктором Хоффманом (Реми Жада), она решает под гипнозом заставить старика изменить завещание в ее пользу. Однако что-то пошло не так, и Вальдемар умирает. А его разум, все еще находящийся под властью гипноза, остается жить.
Дарио Ардженто остановил свой выбор на рассказе «Черный кот», к которому питали слабость многие режиссеры – Роджер Корман, Эдгар Дж. Улмер, Стюарт Гордон, Хесус Франко и другие. Но итальянец пошел дальше, назвав героев именами персонажей прочих произведений Эдгара По – Родериком Ашером (рассказ «Падение дома Ашеров») и Аннабель (стихотворение «Аннабель Ли»). Фотографа Ашера (Харви Кейтель) до того раздражает и пугает кот жены (Мэдлин Поттер), что он его убивает. Не один раз. Но тот, как ни в чем не бывало, возвращается снова и снова, будто раз за разом обличая Ашера в, казалось бы, идеальном преступлении. Картина может похвастаться стальным психологическим нервом, который держит в напряжении и не оставляет зрителя равнодушным.
«Обитель проклятых» (2014)
За основу фильма «Обитель проклятых» (в оригинале «Элиза Грейвз») режиссер Брэд Андерсон взял рассказ «Система доктора Смоля и профессора Перо».
Молодой врач-психиатр Эдвард Ньюгейт (Джим Стерджесс) приезжает в клинику в глухомани, чтобы набраться опыта в лечении психиатрических заболеваний. Его внимание привлекает одна из пациенток, миссис Грейвз (Кейт Бекинсейл), к которой он начинает испытывать совсем не врачебные чувства, и необычный подход к больным, проповедуемый доктором Лэмбом (Бен Кингсли). Однако почти сразу Ньюгейт узнает мрачную тайну лечебницы и понимает, почему ее персонал ведет себя столь экзальтированно.
Картина – цирк странностей с приключенческо-загадочным лейтмотивом, от которого не хочется отрываться. Иногда кажется, что режиссер не до конца определился с жанром: здесь есть элементы и хоррора, и триллера, и драмы, и любовной истории, и социальной сатиры. При этом смотрится фильм на одном дыхании и оставляет после себя то, что совсем не свойственно господину По, – улыбку и ощущение тепла. Именно это и отличает «Обитель проклятых» от всех остальных фильмов в подборке.
«Падение дома Ашеров» (2023)
Когда среди создателей проекта видишь имя Майка Флэнагана («Полуночная месса», «Призрак дома на холме»), то ждешь что-то этакое — что как следует пощекочет нервы и затянет в сумрачный мир странного и сверхъестественного. И сериал «Падение дома Ашеров» в этом отношении не разочаровывает. Действие одноименного рассказа писателя перенесено в современные реалии, но его готическая составляющая осталась и гармонично вписалась в действительность технологий и гаджетов.
Родерик Ашер (Брюс Гринвуд) – владелец фармацевтической компании Fortunato, которая по слухам вызвала в Америке опиоидную эпидемию и привела к смерти тысяч людей. Его шестеро детей от разных матерей внезапно начинают погибать один за другим. Что это – несчастливое стечение обстоятельств или чья-то месть? Чтобы понять, что же происходит с его семьей, Родерик приглашает в родовое поместье Огюста Дюпена (Карл Ламбли), своего давнего «друга-врага», чтобы рассказать тому, кто он есть на самом деле, и признаться в причастности к смертям собственных детей.
«Падение дома Ашеров» – это постепенно и неотступно нарастающий саспенс, психологические хитросплетения судеб и характеров героев, путешествие в бесчеловечный мир власть имущих, которым не знакомы такие понятия, как честь, милосердие и достоинство.
Комментарии