«КиноРепортер» вспоминает самые яркие костюмы борцов за человеческое счастье.
Борцы за счастье человечества – как они выглядят? Носят ли они кожаные плащи и солнцезащитные очки, предпочитают секси-футуристичный наряд с оранжевыми подтяжками или выбирают обычную униформу сотрудника «Горсвета»? Ко Дню защитника Отечества «КиноРепортер» собрал интересные факты о создании культовых костюмов знаменитых персонажей, защищавших нас от зла.
Лилу и Корбен Даллас
«Пятый элемент» (1997)
В конце 1990-х Люк Бессон называл Жан-Поля Готье, уже наделавшего шума на подиумах, лучшим дизайнером эпохи. Не было и речи, что пост главного художника по костюмам в «Пятом элементе» займет кто-то еще. Получив полную свободу действий, модельер отрисовал больше тысячи эскизов и сделал около 900 костюмов для главных героев и многочисленных статистов. Готье вдохновлялся уличным стилем и ретро-футуризмом, приправляя все это фирменной провокативной сексуальностью.
Легендарный бондаж главной героини Лилу (Милла Йовович), в котором она появляется в начале фильма, был сиюминутным творением.
«Это забавно – придуманный за пару мгновений костюм запомнился лучше, чем все остальные», – усмехается Готье.
В этом образе есть отсылки и к автопортрету любимой художницы Готье Фриды Кало «Сломанная колонна», и к сценическим костюмам Мадонны, которые создавал модельер.
Йовович признается – откровенность наряда, состоящего из нескольких полосок ткани, ее не испугала:
«Я сказала себе: «Представь, что надеваешь обычное бикини». А потом погрузилась в образ и уже не чувствовала никаких барьеров».
Корбен Даллас (Брюс Уиллис) выглядел сдержанно на фоне других мужских персонажей, вроде Руби Роуза (Крис Такер) в леопардовом костюме. Самая яркая деталь его наряда – оранжевая (доминирующий в фильме цвет) майка с вырезами на спине. Этот женственный элемент, который иронично контрастировал с маскулинностью Уиллиса, – отражение авторского стиля Готье.
Нео и Тринити
«Матрица» (1999)
По задумке художницы по костюмам Ким Барретт, в реальном мире, захваченном машинами, вещи главных героев выглядели натуральными и более привычными, хоть и изрядно поношенными. Это сказалось и на процессе их создания. Так, свитер, который выдают Нео (Киану Ривз) после пробуждения, связан вручную. В мире Матрицы одежда должна была выглядеть синтетической и неестественной.
«Как и все остальное, вещи в виртуальной реальности – лишь конструкты личности, – объясняет Барретт. – Кроме того, они призваны помочь героям в схватках. Тринити в блестящем комбинезоне скрывается от толпы плохих ребят прямо как ртуть. Ее невозможно поймать».
Из-за небольшого бюджета костюм героини Кэрри-Энн Мосс, так похожий на латексный, сделали из дешевого винила. Финансовые ограничения коснулись и культового плаща Нео. Многие до сих пор считают его кожаным. На деле он сшит из недорогой тонкой шерсти: «Это была идеальная ткань – плащ выглядел плотным, но его полы эффектно развевались во время экшен-сцен».
Для вдохновения Барретт использовала кашаи буддийских монахов и накидки персонажей старых американских вестернов. Последние Ким часто смотрела в детстве и, прочитав сценарий «Матрицы», тут же о них вспомнила. Естественно, не обошлось без влияния модных трендов 1990-х. Дизайнер многое почерпнула на подиумах, где тогда царили минимализм и гранж.
Лара Крофт
«Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001)
Первая компьютерная игра про расхитительницу гробниц подарила миру классический образ Лары – облегающие шорты и майка, грубые ботинки в тон, кобура. В экранизации Саймона Уэста 2001 года героиня Анджелины Джоли вторит своему виртуальному прототипу – гардероб, подчеркивающий каждый изгиб и не учитывающий погодных условий.
Во второй части, вышедшей два года спустя, нарочитую сексуальность немного потеснили более сложная стилизация и уместность: базовые рубашки, кимоно из плотной ткани и запоминающийся золотистый бомбер с китайской вышивкой, который впоследствии пустили с молотка.
В 2013-м серию игр перезапустили, сделав героиню моложе и реалистичней. Спустя пять лет вышла новая экранизация с хрупкой, подтянутой и вполне земной Алисией Викандер в главной роли. Микрошорты и топы канули в лету вместе с утрированными формами Крофт. Расхитительница гробниц в исполнении шведской актрисы носит спортивные бра, худи, брюки карго и массивные ботинки.
«Речь о Ларе Крофт в современном мире. Она больше похожа на Дженнифер Лоуренс в роли Китнисс Эвердин из «Голодных игр» или Бри Ларсон в грядущем «Капитане Марвел», которые доказывают, что девушка в главной роли экшен-фильма может расправляться с врагами и без демонстрации декольте», – рассказывает художница по костюмам Колин Этвуд.
Светлые Иные
«Ночной дозор» (2004)
Взявшись за экранизацию романов Сергея Лукьяненко, Тимур Бекмамбетов собирался сделать светлых и темных Иных максимально похожими на обычных людей. Поэтому художница по костюмам Варвара Авдюшко, работавшая над Ночным и Дневным дозорами, черпала вдохновение в повседневности. В том числе в ее неприглядных аспектах: мало кто знает, что референсами для костюмов многих героев стали бомжи.
«В то время мы жили на Арбате, я каждый день проходила мимо них, некоторых уже знала в лицо и по имени. Я одолжила у друзей фотоаппарат «Зенит» и «фотоохотилась», – рассказывала Варвара в одном из интервью.
Снимки уличных жителей в помятых пиджаках и кожанках с чужого плеча послужили отправной точкой для создания образа Антона Городецкого (Константин Хабенский), который почти не уделяет внимания внешнему виду. Причем большинство костюмов художники нашли на собственных антресолях и блошиных рынках.
Спецовки Светлых, маскирующихся под рядовых сотрудников «Горсвета», отбеливали, стирали и варили, чтобы сделать их очень поношенными. По словам Авдюшко, в костюмах героев дилогии много «пасхалок». Например, маг-перевертыш Илья (Александр Самойленко), превращающийся в медведя, носит на воротнике Олимпийского мишку. А значки «Турист» на одежде всей светлой команды похожи на значки ГТО, которые носили в СССР, – намек на нечеловеческую продолжительность жизни Иных.
Макс Рокатански и Фуриоса
«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)
«У нас было 200 мешков с отходами: старые очки, боеприпасы и просто всякий хлам», – рассказывает художница по костюмам Дженни Беван. Из всего этого они с командой и создавали стиль постапокалиптичного боевика Джорджа Миллера, где каждый костюм рассказывал про бэкграунд, мотивы и среду, в которой существует персонаж.
Дженни удалось сделать Макса Тома Харди более современным, сохранив узнаваемые элементы костюма «воина дороги» в исполнении Мэла Гибсона из первых трех фильмов, вышедших в 1980-е. На Харди – позаимствованные у старшего коллеги мотоциклетная куртка и ботинки и новые детали: военный жилет, напульсники и шарфы, защищающие от жары и пыли. В целом образ нового Макса получился более адаптированным к атмосфере вселенной Миллера. И выглядел он как военная униформа, тогда как костюм Гибсона больше напоминал байкерский.
Фуриоса (Шарлиз Терон) как сильная женщина в патриархальном мире должна была вызывать уважение мужчин с первого взгляда. Поэтому ее лишили характерных половых признаков – побрили налысо и перетянули грудь. Костюм же полностью утилитарен: бандажный топ с одним рукавом, корсет, который удерживает руку-протез, кожаные брюки, не сковывающие движений.
«Шарлиз как-то призналась мне, что была очень довольна нарядом. А я горжусь комплиментами от нее», – вспоминает Беван.
Впрочем, главным комплиментом для художницы стал «Оскар» за лучший дизайн костюмов.
Диана Принс
«Чудо-женщина» (2017)
Несмотря на откровенность, боевой костюм Дианы – прежде всего функциональная броня.
«Короткая юбка? Да, но форма римская, срезанная по углам, такие носили воины, чтобы не стеснять движений. Это не сексуальные сапоги. Это военные наголенники – тоже броня», – размышляет дизайнер Аманда Уивер.
Даже корсет, который на первый взгляд кажется неудобным и сковывающим, на самом деле состоит из отдельных металлических отрезков. Они обеспечили героине Галь Гадот свободу движений, чтобы беспрепятственно размахивать мечом и прыгать с лошади.
Впервые Чудо-женщина демонстрирует боевой костюм на фронте. И это один из ключевых моментов становления персонажа.
«На протяжении всего ее пребывания в мужском мире Диана была вынуждена скрывать, кто она, принимать свою беспомощность. Но оказавшись на поле боя, она чувствует ответственность и, наконец, осознает свою миссию. Сбросив длинную накидку, Диана предстает во всей красоте и силе», – рассказывает режиссер фильма Пэтти Дженкинс.
Лютобор
«Скиф» (2018)
Для главного героя исторического фэнтези «Скиф» художница по костюмам Надежда Васильева создала вполне правдоподобный (если не вдаваться в мелкие детали) исторический костюм древнерусского воина: небесно-голубая туника, дубленая накидка с меховой оторочкой и доспехи с языческими символами. В мирное время Лютобор переодевается в холщовые брюки и льняную рубаху. Тоже голубую: фирменный цвет славянского поселения в фильме.
Жители внешнего мира, в котором оказывается герой на пути к спасению похищенной семьи, очень эклектичны. Здесь и покрытые голубой грязью «дети леса» в жутковатых масках и шкурах животных. И наемники-скифы, чьи костюмы отчасти навеяны образами культовых рокеров KISS и Элиса Купера. Режиссер картины Рустам Мосафир называет стиль кочевников «древнерусским степь-панк-истерном».
Создатели подчеркивают: не стоит искать в фильме стопроцентную историческую точность. Они переосмыслили и адаптировали к современности костюмы эпохи скифов, чтобы образы героев стали фактурными и понятными зрителю.
«Знания, полученные на раскопках и в музейных фондах, мы использовали осторожно. Важнее была выразительность, помогающая донести мысль», – рассказывает художник-постановщик Сергей Февралев.
Комментарии