Рецензии

«203–205»: Неёлова и Ярмольник в суете и сьютах

В «Современнике» открылся отель. Там, где красовались таблички «все билеты проданы» сегодня звучит «свободных номеров нет». Зрители, по старинке пришедшие на Чистые пруды в поисках театральных впечатлений, вынуждены толпиться в коридоре, дальше их не пускают. Да и постояльцы этого отеля, кажется, не очень довольны номерами: то и дело выбегают с криками в коридор, да и сами такие номера выделывают, что стены дрожат.

Скандал? Не без этого! Его виновники – Марина Неёлова и Леонид Ярмольник. Недаром они то и дело скрываются от публики, меняют внешность и костюмы и постоянно переезжают из сьюта в сьют. Чаще всего их можно заметить в номерах «203–205». Именно так, без слов, называется совместный проект «Современника» и продюсера Леонида Робермана. Цифры, будь то количество переодеваний, стоимость билетов или число выходов на поклоны, тут, действительно, в основе действия. А в литературной основе – «Калифорнийская сюита» Нила Саймона, состоящая не столь из гостиничных, сколь из выигрышных номеров.

Нил Саймон – один из самых успешных, часто исполняемых и кассовых драматургов в истории театра. Его горько-сладкие комедии с ритмичными, точными и остроумными диалогами завоевали россыпь премий от Пулитцеровской до «Тони» (театральный «Оскар»), а номинаций на «Оскара» у него четыре – больше, чем у какого-либо другого писателя в мире.

Его тексты не отличаются глубиной мысли и парадоксальностью формы, но несколько зрительских поколений не устают смеяться и плакать вместе с его персонажами – живыми, несовершенными, «средними» не только в плане принадлежности к социальному классу, но стремящимися к середине, если не золотой, то хотя бы позолоченной.

Отель – одно из любимых мест действия его пьес. Пространство временного пребывания и побега от повседневности, где в каждом номере с табличкой «не беспокоить» скрываются «свои погремушки», драмы и судьбы. В гостиничной сети (а точнее, сетях) Нила Саймона есть «Плаза сьют», «Лондонский сьют» и «Калифорнийская сюита». Последнее название наиболее популярно в России, благодаря блистательному дуэту Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили в спектакле БДТ им. Г. Товстоногова (режиссер Николай Пинигин).

Единственное за что «ругали» тот спектакль, –  перевод названия. Дескать вся суть в сьюте – гостиничном номере с несколькими комнатами, а не в музыкальной сюите. Но ошибки в том не было, ведь актерская пара, разыгрывавшая три истории со смехом и слезами, создавала на сцене именно сюиту из лаконичных и контрастных сюжетов.

В «Современнике» вместо сюиты – суета сует. Здесь пьесу Саймона, кажется, разменяли по крайне невыгодному курсу. В оригинале был один гостиничный номер, четыре сюжета и пять пар персонажей, а в московской постановке, как обычно, все испортил «квартирный вопрос». Теперь здесь три номера, два сюжета и «пристяжная» бессловесная пантомима (от слова «мимо»), привнесенная режиссером Александром Жигалкиным. 

Вероятно, постановщик почувствовал родство душ с драматургом, начинавшим свою карьеру как автор комедийных скетчей (Саймон работал с Вуди Алленом). У Жигалкина тоже богатый скетч-опыт, пусть иной природы и уровня, но он решил «улучшить» одну из лучших бродвейских пьес и осовременить ее (вывеска «Современник» обязывает).

К Саймону тут приклеили Рэя Куни с его «гостиничным» хитом «№13» (название «203-205» отсылает к нему), а «человеческую комедию» низвели до комедии положений. В итоге из двух действий пьесы осталось одно, из 1970-х сюжет перенесли в наши дни, из номера отеля – в коридор, а некоторых персонажей пьесы заменили на безмолвных хамоватых «руссо туристо» и плутоватых сотрудников отеля. Если одноактные сюжеты Саймона задуманы как последовательные, то у Жигалкина они параллельные: из-за этого главные герои вынуждены постоянно переодеваться, пока второстепенные персонажи заполняют сцену в их отсутствие.

В «203-205» не актеры, а режиссер «ломает комедию», а дуэт Неёловой и Ярмольника из осколков и обрывков собирает ее заново. Цельность спектакля потеряна, но виньетки, гэги и актерские бросания из крайности в крайность пытаются спасти положение и пробудить в публике смех. А публика здесь благодарная, ведь она пришла не на спектакль и не ради пьесы или режиссерского решения, а на встречу с любимой и легендарной Мариной Неёловой, которую можно увидеть на театральных подмостках реже, чем хотелось бы.

Тот факт, что в ее театральной летописи окажется этот проходной (и не только потому, что его играют в проходе между комнатами отеля) спектакль – актерский каприз или «шутка гения», право на которые актриса заслужила. Ее моментальные физические и эмоциональные перевоплощения из фарса в скорбь, ее переходы от нетрезвого отчаяния к дерзким словесным перепалкам – настоящий актерский мастер-класс. Пусть здесь нет прогрессии и планка невысока, но зато у зрителей есть возможность припомнить черты лучших героинь актрисы, которые то и дело воскресают в памяти в статичные моменты спектакля.

Жаль, что саймоновские тональность, психологизм, логика и выверенность сюжета остались в потерянном багаже героини. Режиссер их заместил в меру своего дарования, а Леонид Ярмольник (сопродюсер спектакля) поддержал своей эстрадной манерой существования на сцене. Одного из своих персонажей из Филадельфии он наделил бруклинским еврейским акцентом, и под этим нехитрым соусом пресное блюдо понравилось изголодавшейся по положительным эмоциям публике.

Все острые углы тут сгладили, вопросы социальных ориентиров и сексуальных ориентаций стушевали, оставив публику наедине с артистами, с которыми у нее давние и глубокие отношения. «203-205» продюсерской удачей назвать можно – счет здесь «203-205» в пользу кассы. Как знать, может быть, спектакль станет началом театральной саймоновской отельной трилогии, тогда и декорации, рассчитанные на гастроли по городам и весям, менять не придется. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

48 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад