Фото: Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова ей предложил перенести на подмостки худрук Константин Хабенский. И от смены вида искусства зрелищная кинематографичность (или, если угодно, кинематографическая зрелищность) оригинала нисколько не пострадала. Пожалуй, даже усилилась.
Занавес поднят, сумрак сцены обманчиво пуст. Но вот на ней появляются люди – между собой они общаются буднично, почти шутливо. Выдает только привычка оставаться начеку, которую уже не вытравить из жестов и взглядов. Считанные мгновения спустя с неба обрушится вражеский огонь. А еще через несколько минут присутствующего при налете Лопатина (Иван Волков), писателя и военкора, выдернет из боевой кутерьмы эшелон, следующий в Ташкент.
В отпуске ему предстоит пробыть почти три недели. Навестить семью погибшего товарища, встретиться с бывшей женой, с которой он расстался накануне большой трагедии, проконсультировать создателей картины по своим сталинградским очеркам. И хотя бы постараться перевести дыхание.
Морозные грохочущие вагоны возникают из той же черноты, овеянной пороховыми клубами (сценограф – Николай Симонов, художник по свету – Иван Виноградов). На сцене без всяких монтажных склеек творится настоящая магия: классических декораций в спектакле не предусмотрено («Иначе скатимся в бытовой театр», – объясняет постановщица), только сложная, хитроумная машинерия. Заставляющая актеров внимательно считать шаги и с удвоенным вниманием следить за детьми (в их числе – маленькие сын Светланы Колпаковой и дочь Ивана Волкова). В эвакуации их много: плачущих навзрыд вслед за безутешными матерями или, напротив, непринужденно примирившихся с тыловой реальностью.
К Лопатину тянутся, хоть и удивляются его внешнему виду – слишком тих, недостаточно брав, да и «шинель сидит неловко, не по-военному». Тянутся не только женщины и дети, но и мужчины: горестный эпизод из своей биографии попутчику еще в вагоне рассказывает капитан-летчик Строганов. Играющий его Михаил Пореченков появляется на сцене всего на несколько минут, но залпа экспрессии, который он производит, хватает надолго. Еще громче кричат вдовы, только догадывающиеся о своем положении: кажется, их горячее отчаяние вот-вот превратится в бессвязные проклятия, но они слишком любят тех, о ком справляются, и слишком сильно хотят верить в их возвращение.
Сложно сказать, чего в этом порыве больше – истовой надежды или инстинкта самосохранения: в противном случае слишком просто сойти с ума и перестать держаться даже за собственное существование.
Лопатин внимательно выслушивает каждую исповедь, которая выпадает на его долю, хоть и просвечивает в нем постоянно нечеловеческая усталость. В повести Симонов описывает его как человека, который «устал от чувства опасности и никуда особенно не совался». Но измучен он не столько риском, к которому привык настолько, что просто перестал загадывать наперед, сколько тем, что видит и слышит со всех сторон.
Эту мучительную пресыщенность бедой – вовсе не внутреннюю опустошенность – подсвечивают вспышки чужого бессилия: люди, у которых отняли привычную жизнь, никак не могут встроиться в новую, а потому многое доводят до крайности. Так, театральной постановщице позарез нужно знать, что чувствуешь, когда убиваешь, а кинорежиссеру непременно хочется запечатлеть подвиг человеческого духа. Который под неестественным давлением вдруг превращается в гротесково-патетическую агитку.
В почти комедийную – разумеется, только по форме – сценку Лопатин вмешивается с предельной вежливостью. И также кротко объясняет, чем пропаганда – даже во благо – отличается от реальной жизни, часто идущей вразрез с уставом.
Сложно поверить, что тихого интеллигента, упорно отказывающегося от звания фронтовика, играет тот же человек, что и Подсекальникова в «Самоубийце», злой черной комедии, обличающей нравы эпохи. Да, там Иван Волков тоже намеренно избегал ярких красок, играя маленького во всех смыслах человека, погрязшего в самолюбии и не способного перерасти себя. Но в «Двадцати днях» громкость и яркость его персонажа в силу множества причин сведена почти что к нулю. Лопатина практически стерли события последних лет, и даже когда он погружается в воспоминания, все чаще перед его взором оказываются пустые листы в незаполненном фотоальбоме.
И, конечно, на его фоне гораздо выразительнее выглядят все остальные – даже те, кто в тотальное отчаяние не впадал, хотя тоже успел хлебнуть горя. Например, костюмерша Ника (Светлана Колпакова) несмотря ни на что кажется охваченной пылким чувством, хотя в ее облике и проступает страх сделать что-то лишнее, что-то не то. Стоит ли говорить, что «не тем» в условиях военного времени оказывается абсолютно все?..
«Война сама все расставляет по местам», – констатирует Михаил Пореченков, чьему герою душу растравили не столько боевые действия, сколько рухнувшая картина мира. Частный случай лишь подтвердит коллективную трагедию: не раз и не два стылую тишину разорвет истошный крик «За что?» Искреннее желание миллионов вернуть все как было не оборачивает время вспять. Зато упорно множится число тех, кого посекло настоящими осколками, – в мощнейшей, правдивой прозе Симонова отражена и вина выжившего (пронзительный Игорь Хрипунов), и приступы ПТСР. И снова беспомощность, неприкаянность, непригодность.
На этом фоне любое, даже самое зыбкое проявление нежности – крошечный шанс противостоять суровой реальности. Она не растворяется в зимнем воздухе и не дает сгинуть самому. И, конечно, эти сокровенные моменты стараются всеми силами сберечь. В иные минуты спектакль напоминает актерскую читку, и произнесенные слова расходятся с действиями: нужный образ рисуется в воображении, но посторонних в эти минуты еще не счастья, но уже предчувствия покоя, все же не допускают. Жизнь и искусство переплетаются все крепче, и уже сложно понять – это актеры озвучивают нужные строки или сами герои говорят о себе в третьем лице.
Эффект усиливается, когда оригинальный текст возникает и на огромном экране, – ровно в те моменты, когда произносить слова вслух преступно. На фоновый занавес выводится и военная хроника, которая особенно эффектно смотрится с дальних рядов: в партере можно выхватить только огненную вспышку да отблеск фюзеляжа. Грохота выстрелов при этом нет. Зато летит над залом песня, и чем ближе к финалу, тем явственнее в ней слышится намек на новую весну, новую жизнь и новую любовь.
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…