Писатель и депутат Госдумы Сергей Шаргунов дал своему роману «1993», по мотивам которого снял фильм Александр Велединский, подзаголовок «Семейный портрет на фоне горящего дома». Чем точно передал концепцию книги – это рассказ об отдельно взятой семье, потрясения внутри которой происходят на фоне глобального исторического слома. Но одновременно и ясно дал понять, насколько история кинематографична. Потому что такая подача – классический киношный прием, когда речь идет об исторических драмах.
В центре сюжета – физик Виктор Брянцев (Евгений Цыганов), его жена Лена (Екатерина Вилкова) и их почти взрослая дочь Таня (Анна Цветкова). Когда-то Брянцев участвовал в разработке лунохода, но в новой России его знания оказались никому не нужны, поэтому Виктор теперь устраняет проблемы с канализацией.
При этом он ничего не может (или не хочет) поделать с проблемами в семье – со все более отдаляющейся от него женой и взрослеющей дочерью. А между тем страна переживает один из самых тяжелых своих политических кризисов, и это лишь усиливает разобщение Брянцевых…
Параллели между страной и семьей в фильме Велединского (как и в романе Шаргунова) очевидны и прозрачны. В конце концов, не зря же в СССР говорили, что семья – ячейка общества. Брянцевы воспринимают то, что творилось в России в 1993-м, совершенно по-разному и являют собой два основных типа новых россиян.
Виктор, как и многие представители технической (и не только) интеллигенции, выдернутые из своего привычного мирка, тихих лабораторий и конструкторских бюро, сломался. Да, Брянцев не спился и даже нашел работу, но в его глазах тоска, он уже ни к чему не стремится.
Лена, напротив, сдаваться не намерена. Более того, она из тех, кто в те годы почувствовал и использовал открывающиеся возможности, кто сумел заработать капитал практически с нуля. И все это не только не близко ее мужу – он это глубоко презирает, что еще сильнее рушит его отношения с женой.
Раскол в семье Брянцевых тождественен расколу в тогдашнем обществе. И венчает его, конечно же, то, что супруги в буквальном смысле оказываются по разные стороны баррикад «октябрьского путча». Так же как вся страна тогда поделилась на тех, кто был за защитников Белого дома и их идеологии, и тех, кто им противостоял.
Велединский, будучи практически ровесником своих героев, все это пережил сам. Так что ничуть не удивляет, что этот тонкий мастер смог показать те события очень аутентично и вместе с тем без излишнего пафоса и сентиментального надрыва.
Режиссер использует приемы, знакомые по его последним работам. В Викторе есть что-то от его тезки Служкина, героя Константина Хабенского из фильма «Географ глобус пропил» (2013). Он тоже «лишний человек», не нашедший или потерявший свое место в жизни, терзающийся мыслью, что занимается не своим делом, и прячущий боль за не всегда уместными шутками.
С картиной «В Кейптаунском порту…» (2019) новый фильм Велединского роднят немного китчевые сцены – вроде Брянцева, исполняющего в белом костюме и шляпе «лунную походку» Майкла Джексона… на Луне. Или хорового пения бригады сантехников, ломающего «четвертую стену».
Подобные перебивки, как и, например, внезапная сцена, снятая от первого лица, вкупе с юмором помогают зрителям оставаться в тонусе и искренне сопереживать персонажам. А может, и полюбить их, потому что любовь, с которой автор вылепил своих героев, заметна и очень заразительна.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…