Кино

«1993»: Семья как отражение расколотого общества

Писатель и депутат Госдумы Сергей Шаргунов дал своему роману «1993», по мотивам которого снял фильм Александр Велединский, подзаголовок «Семейный портрет на фоне горящего дома». Чем точно передал концепцию книги – это рассказ об отдельно взятой семье, потрясения внутри которой происходят на фоне глобального исторического слома. Но одновременно и ясно дал понять, насколько история кинематографична. Потому что такая подача – классический киношный прием, когда речь идет об исторических драмах.

В центре сюжета – физик Виктор Брянцев (Евгений Цыганов), его жена Лена (Екатерина Вилкова) и их почти взрослая дочь Таня (Анна Цветкова). Когда-то Брянцев участвовал в разработке лунохода, но в новой России его знания оказались никому не нужны, поэтому Виктор теперь устраняет проблемы с канализацией.

При этом он ничего не может (или не хочет) поделать с проблемами в семье – со все более отдаляющейся от него женой и взрослеющей дочерью. А между тем страна переживает один из самых тяжелых своих политических кризисов, и это лишь усиливает разобщение Брянцевых…

Параллели между страной и семьей в фильме Велединского (как и в романе Шаргунова) очевидны и прозрачны. В конце концов, не зря же в СССР говорили, что семья – ячейка общества. Брянцевы воспринимают то, что творилось в России в 1993-м, совершенно по-разному и являют собой два основных типа новых россиян.

Виктор, как и многие представители технической (и не только) интеллигенции, выдернутые из своего привычного мирка, тихих лабораторий и конструкторских бюро, сломался. Да, Брянцев не спился и даже нашел работу, но в его глазах тоска, он уже ни к чему не стремится.

Лена, напротив, сдаваться не намерена. Более того, она из тех, кто в те годы почувствовал и использовал открывающиеся возможности, кто сумел заработать капитал практически с нуля. И все это не только не близко ее мужу – он это глубоко презирает, что еще сильнее рушит его отношения с женой.

Раскол в семье Брянцевых тождественен расколу в тогдашнем обществе. И венчает его, конечно же, то, что супруги в буквальном смысле оказываются по разные стороны баррикад «октябрьского путча». Так же как вся страна тогда поделилась на тех, кто был за защитников Белого дома и их идеологии, и тех, кто им противостоял.

Велединский, будучи практически ровесником своих героев, все это пережил сам. Так что ничуть не удивляет, что этот тонкий мастер смог показать те события очень аутентично и вместе с тем без излишнего пафоса и сентиментального надрыва.

Режиссер использует приемы, знакомые по его последним работам. В Викторе есть что-то от его тезки Служкина, героя Константина Хабенского из фильма «Географ глобус пропил» (2013). Он тоже «лишний человек», не нашедший или потерявший свое место в жизни, терзающийся мыслью, что занимается не своим делом, и прячущий боль за не всегда уместными шутками.

С картиной «В Кейптаунском порту…» (2019) новый фильм Велединского роднят немного китчевые сцены – вроде Брянцева, исполняющего в белом костюме и шляпе «лунную походку» Майкла Джексона… на Луне. Или хорового пения бригады сантехников, ломающего «четвертую стену».

Подобные перебивки, как и, например, внезапная сцена, снятая от первого лица, вкупе с юмором помогают зрителям оставаться в тонусе и искренне сопереживать персонажам. А может, и полюбить их, потому что любовь, с которой автор вылепил своих героев, заметна и очень заразительна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

2 часа назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

3 часа назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

8 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад

«Бугония» Йоргоса Лантимоса: Андромедиане, жгите!

Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…

1 день назад

От «Джона Уика» до «Каскадеров»: Главные фильмы Дэвида Литча

Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…

1 день назад