Репортаж со съемок приквела мистического хита.
«КиноРепортер» побывал на съемках приквела «13 клинической» и готов рассказать о том, что происходит на площадке. Первый сезон мистического сериала вышел в конце 2022 года и полюбился зрителям за счет неординарной идеи и качественного исполнения: неизлечимо больной врач Кирилл (Данила Козловский) попадал в странную лечебницу, где пациентов лечили не столько от болезней, сколько от потусторонних сущностей, провоцирующих самые разные симптомы. При этом введение в мифологию сериала было стилизовано под старые видеолекции. В приквеле тему советского научпопа расширят, а зрители узнают, как и зачем на самом деле в Москве появилась больница, в прямом смысле полная дьявольщины.
Осторожно захожу в исполинское здание на Профсоюзной улице. Где-то над головой раздается шипение раций, отчаянно стараюсь не шуметь в гулком холле, но поскальзываюсь – нога предательски едет по плитке. Замираю и оглядываюсь: у самого входа сгружены стендовые плакаты советских времен – что-то про геологию и горные породы. Не обращая на меня никакого внимания, вглубь темного коридора ковыляет безучастный охранник. Несколько минут спустя я узнаю, что здание готовят под снос. Вода отключена, свет есть не везде, а из окон предательски сквозит. В комнате, куда ведет лабиринт темных коридоров, они панорамные, и я раздумываю расставаться с курткой.
Через пару минут сюда же приносят печенье: пока молодой человек распаковывает бумажные тарелки, из его рации раздается: «Сережа Гилев, ты как?». Это голос Ильи Ермолова, сменившего на посту режиссера Клима Козинского. «Я хочу поувереннее сказать эту фразу», – откликается артист спустя несколько секунд. Воображение дорисовывает картинку, которая не совпадет с реальной локацией: чуть позже нам покажут большое помещение, напоминающее зал для партсобраний. На бархатном занавесе – отливающее золотом изображение Ленина.
В комнате, где собрались журналисты, все не так торжественно, но любопытные детали тоже встречаются. Скажем, встроенная прямо в деревянную раму вентиляция на миниатюрном замке. На подоконнике пылится забытый ящик с реальными документами. В углу – специальный «стул для перекрытий» с кислотного цвета стикером. На бумажке красуется кем-то нацарапанная надпись сaution biohazard. Антураж что надо. Входит режиссер…
«Я беру разные жанры и захожу на разные территории и пространства. «Разрешите обратиться» – это такое трэш-кино в хорошем смысле, «Золотое дно» – высокохудожественное высказывание, а «13 клиническая» – третий, совершенно другой мир. К тому же это 1970-е, другая визуальная эстетика. Наш выбор пал на советский брутализм, такой полузабытый стиль, и на основе этого решения мы сделали павильон и подобрали другие локации», – рассказывает режиссер Илья Ермолов.
Интересуюсь, насколько камерным будет приквел, ведь в первом сезоне герои редко покидали больничные коридоры и палаты.
«Будет больше пространства вне клиники, безусловно. Но скажу, что мы старались сделать так, чтобы пространство «13 клинической» не вызывало клаустрофобию у тех, кто смотрит сериал. Дать объем и масштаб, которого, на мой взгляд, не хватало в первой части».
Авторское видение Ермолова проявляется почти во всем, хотя у проекта уже сработавшаяся сценарно-продюсерская команда. Секрет успеха – в поиске точек соприкосновения. Хотя, конечно, есть и обязательные условия. Например, участие в обоих сезонах Виктории Исаковой, которая играет могущественную ведьму и главврача клиники. Но это в будущем – в 1970-х ее героиня занимает не столь высокое положение.
Кстати, Ермолов и сам сыграл в сериале небольшую роль. Его персонаж, Алик 4, – один из мужчин, на которых в клинике ставят опыты.
«В основном сексуального характера, но еще и немножечко другого, – интригует постановщик. – Честно говоря, я не понимаю, как люди, снимая сериалы, могут еще и играть в них главные роли».
Если Виктория Исакова уже знала, что такое «13 клиническая», новички даже не представляли, что их ждет. Большая проблема возникла с поиском кандидатов на роли Брежнева и Черненко. Многие возрастные актеры соглашались на пробы, а потом читали сценарий и отказывались: несмотря на то, что сюжет опирается на реальные исторические факты, мистическое начало никуда не делось. Итогом стало нетривиальное решение, предложенное Ермоловым: генсека сыграл Игорь Миркурбанов, который намного моложе своего экранного героя.
А вот Сергей Гилев согласился сыграть в сериале сразу же, более того, актер признался, что даже пробовался на главную роль в первый сезон. А со сценарием (за оба сезона отвечает Андрей Золотарев) он ознакомился так тщательно, что иногда даже консультировал коллег по кадру:
«У меня все в башке, тем более, что я внимательно смотрел первый сезон, читал сценарий первого сезона еще тогда, когда его собирались снимать, и сценарий приквела перечитал 25 тысяч раз. Я иногда поправляю ребят, когда они не понимают, о чем говорят. Так что я здесь главный специалист, правда».
При этом герой Сергея – одна большая загадка. Даже на прямой вопрос актер отвечает достаточно уклончиво: «Я играю человека, который учредил эту клинику. Но будет ли он там главным? Будут ли у него враги? Кто эти враги? И почему они хотят ему помешать?»
На то, что враги точно будут, намекает его внешний вид: Гилев появляется в гриме. На лице порезы, на костяшках – запекшаяся кровь. Лицо меняет и специальная линза, имитирующая разрыв сосудов. Устрашающий нюанс, мгновенно приковывающий внимание.
В комнате снова повисает интрига, но тут на пороге появляется Ирина Старшенбаум, у которой есть всего несколько минут до входа в кадр. Вопрос, предназначенный для Сергея, в итоге адресуется ей. В комнате совсем темнеет, Гилев включает фонарик на смартфоне и направляет его на коллегу. Его взгляд становится не просто заинтересованным, но и цепким, и сейчас он, одетый в кожаный пиджак, напоминает скорее зловещего следователя, чем актера в перерыве между дублями.
Старшенбаум играет Яну – первого главврача 13 клинической больницы. В столь резком карьерном взлете фигурирует сделка с дьяволом, однако эта сюжетная арка далеко не такая проста, как может показаться на первый взгляд. По словам Ирины, ее героиня поначалу подавляет свои способности и сильно зависит от обстоятельств – и от авторитарного мужа, и от требований эпохи.
В какой-то момент героиня Старшенбаум обретает практически безграничную свободу, но это скорее побочный эффект – изначально она собиралась спасать сына, однако по дороге слегка заплутала. В общем, зрителю стоит ждать много драмы и личностных конфликтов. И, конечно, антуража 1970-х – Ирина говорит, что в визуальном прочтении есть отсылки к «Зеркалу» и «Солярису» Андрея Тарковского.
Уточняю у Ирины, комфортно ли ей существовать в жанре, – до этого она сыграла в мистическом хорроре «Сестры». Который, как выясняется, снимался в том же павильоне, что и нынешний проект.
«Как ни странно, комфортно, хотя мне всегда казалось, что надо быть каким-то особенным человеком, чтобы в эти миры погружаться. А получается интереснее: можешь больше фантазировать и играть, потому что вокруг тебя – придуманный мир, в который ты можешь, как в детстве, поверить».
Комментарии