Создатели сериала «13 клиническая» сценарист Андрей Золотарев и режиссер Клим Козинский – явно не первые люди, которые увидели в закрытой больнице что-то дьявольское. Но сделать из этого наблюдения комедийный процедурал, не додумался больше никто. Со скучной нормальностью авторы попрощались еще в своем прошлом проекте, психоделическом детективе «Вне себя», и теперь перешли к явлениям паранормальным. В проводники Золотарев и Козинский взяли Данилу Козловского, который в этом году уже пытался разогнать нечисть в «Караморе».
Педантичный хирург Кирилл Акиншин (Козловский) ошибается во время операции. Сначала он думает, что виноват паук, но оказывается, что это опухоль мозга, которая так разрослась, что у врача начались галлюцинации. Акиншину еще нет 40, он крепок, бодр, остроумен и хорош собой, но болезнь неумолима – его ждет смерть. Последняя надежда хирурга – странная больница, где вместо МРТ – исповедальня, вместо капельницы – настой из жуков, а вместо медицинских справочников – литература по демонологии.
Сочетание повседневности и чертовщины – один из главных сериальных трендов этого года («Уэнсдэй», «Конец света», «Сергий против нечисти», второй сезон «Вампиров средней полосы»). Выделиться на этом фоне непросто, но «13 клиническая» действует как вирус – бьет в слабые места. Главное из них – вера в чудо (даже если оно от лукавого). Кажется, здесь впервые со времен «Ночного дозора» удалось скрестить потустороннюю жуть и привычную рутину так, чтобы это не превратилось в балаган, а выглядело как откровение. Козинский и оператор Генрих Медер снимают чертовщину с таким почтением и восторгом, что происходящее легко принять за хоррор.
Другая слабость, которой пользуется «13 клиническая», – ностальгия. Это и дух упомянутых «Дозоров» с их зрелищной постсоветской фантастикой, и атмосфера закрытого советского НИИ как в «Спутнике», и восьмидесятнический синти-поп в саундтреке – прямо как в том самом сериале братьев Даффер. Но даже эти знакомые приемы до этого удавались в основном в кино и по отдельности. А здесь это работает все вместе.
Что касается повседневности, «13 клиническая» не совершает открытий. Все действие происходит в эффектной больнице, с виду напоминающей мавзолей: за ее пределами стерильно и скучно, внутри – врачебная рутина и немножко нервно. Никаких откровений о жизни медиков тут нет, зато есть интересные герои, непростые отношения и секреты, которые двигают сюжет.
Акиншин Козловского – обаятельный трикстер, зазнайка, который постоянно нарушает местные порядки, чтобы спасти пациентов. В напарницах у него гиперответственный врач Аня
(Паулина Андреева), слишком добрая и отзывчивая, чтобы не влюбиться в такого бунтаря. За порядком в больнице присматривает опытный главврач (Владимир Стеклов), который во всем сохраняет нейтралитет, и его роковая зам с непростым характером (Виктория Исакова), которой приходится решать все проблемы.
«13 клиническая» – процедурал: в каждой серии у Акиншина новый пациент и новое дело. Параллельно развивается основной сюжет: что же здесь, черт возьми, происходит? Андрей Золотарев решил не размениваться по мелочам и написал историю, которая заслуживает несколько сезонов. Не будем ее портить и гадать, что хотели сказать авторы, – это ни к чему. Эта зараза вас и так не отпустит. Кого-то свалит с ног сразу на 6 часов, у кого-то будет медленно зудеть внутри целую неделю. Хорошо, что и здесь есть своя сезонность: от избытка впечатлений реальность может показаться удивительно серой.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…