Фото: Театр на Таганке/Мария Рябкова
В поисках любви можно забраться на край света, да так ее и не обрести. А вот героев пьесы Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» большое и светлое чувство настигает без предупреждения в людном месте посреди города. Именно это непредсказуемое явление неведомой природы, неподвластное бегу времени, исследует Виктория Печерникова в Театре на Таганке.
Первым на сцене появляется харизматичный поэт (Сергей Кирпиченок), тень автора пьесы, что сопровождает происходящее ироничными комментариями. Иногда он позволяет себе вмешаться, стрельнув пару сигарет у главного героя, но все остальное время лишь наблюдает, старательно оберегая зрителя от неверной трактовки сюжета. Под его рассуждения о любви бортпроводница Наташа и физик Евдокимов встречаются на поэтическом вечере в кафе – банальность ужасная. Но теперь эти двое никак не могут друг о друге забыть, не могут даже попрощаться как следует – и болтают до утра.
Сценическое пространство преобразуется на глазах: занавес не отделяет зрителя от героев спектакля, проводником между актами по-прежнему служит поэт, а реквизит меняется, как только персонажи договорят последнюю реплику в диалоге. Погружение в атмосферу 1960-х осуществляется на разных уровнях. Живая музыка в исполнении яркого во всех отношениях ансамбля звучит будто за кадром – на дополнительной маленькой сцене, трансформирующейся под нужды сюжета.
На втором этаже с балконом появляется сердобольная соседка Наташи, парикмахер с разным цветом волос на каждую неделю. По коридору с прозрачными стенами то и дело пробегает озабоченный экспериментом физик – коллега Евдокимова. Звучат стихи о мотоциклистах или песня о кондукторе. А интерьеры и костюмы, тщательно подобранные художницей Ксенией Кочубей, довершают образ далекого СССР.
«104 страницы про любовь» строчка за строчкой знакомят нас ближе с героями, позволяют их понять, и в конце концов из мозаики собирается полноценная картина. Вот только Евдокимов и Наташа не могут как следует разглядеть друг друга: боятся чувств, которые накрывают их с головой. Недаром Эдвард Радзинский говорил, что «писал пьесу о любви, о том, как люди попадают в любовь, как под поезд». Им некуда деться друг от друга, как бы они ни старались.
Эта честная и простая история о настоящем чувстве кажется ужасно знакомой. Не только потому, что пьеса легла в основу фильма Георгия Натансона «Еще раз про любовь» (1986). К финалу первого действия герои становятся почти родными, поскольку ничем не отличаются от обычных людей. Может, дело в неидеальном смехе и странной манере речи Наташи, так тщательно отыгранных Надеждой Флеровой. Может, в эмоциональных всплесках Евдокимова в исполнении Павла Левкина. Или это заимствованный из реальности портрет внезапного сильного чувства с очаровательно-комичным диалогом влюбленных, их чудными и глупыми выходками…
И все же главное здесь – не атмосфера или возможность увидеть произведение Радзинского на сцене (хотя услышать фразу «Ты – лучшая девушка СССР» вживую – отдельное удовольствие). Когда второе действие подходит к концу, перед нами вновь появляется автор-проводник. Только он уже ничего не комментирует. Кажется, будто закончилась целая эпоха, медленно тускнеет свет, и хочется быстрее отмотать назад и вмешаться в ход событий. Потому что «104 страницы про любовь» – действительно про любовь во всех ее проявлениях. Про любовь прошлую и настоящую, материнскую и дружескую, любовь к работе, поэзии, жизни, в конце концов. И любить надо сразу и навсегда. Иначе можно многое упустить.
Ближайшие показы спектакля «104 страницы про любовь» состоятся 30 и 31 мая.
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…