VR-технологии как способ пережить правду, победить врага и избавиться от ПТСР.
Сегодня в российский прокат вышел научно-фантастический триллер «Обратимая реальность» о мире, в котором люди с радостью готовы отдаваться виртуальным переживаниям. «КиноРепортер» собрал еще 10 проектов на схожую тематику, избегая самых очевидных примеров вроде «Трона» и «Матрицы».
«Главный герой», 2021
Один из главных хитов прошлого года, экшен-комедию с Райаном Рейнольдсом «Главный герой», режиссер Шон Леви называл оригинальным проектом в мире бесконечных сиквелов и ремейков. На первый взгляд, хай-концепт действительно занимательный: неигровой персонаж вдруг осознает себя самостоятельной единицей, что приводит к значительным изменениям сразу в двух мирах – собственно, виртуальном и реальном.
Однако подобная затея уже была реализована – в итальянской «Нирване» 1997 года. Там, правда, речь шла о достаточно регламентируемом жанре киберпанка, да и места для шуток особенно не оставалось. Так что «Главный герой» в этом смысле – полная противоположность и «заряд радости». С яркой картинкой, феерическим Тайкой Вайтити, шуточками про геев и насмешками над студией Disney.
«Космический джем: Новое поколение», 2021
Конечно, произведения, герои которого волшебным образом перемещались в иные миры (а чаще всего это были игровые пространства), существовали давно. Взять хотя бы недавно реинкарнированный «Джуманджи». Или третьих «Детей шпионов», чьи создатели упорно экспериментировали с форматами – пока идеи и деньги не кончились. Однако новый опус WB в этом контексте выходит на новую степень.
В сиквеле еще одного хита 1990-х, «Космического джема», герои и в самом деле переносятся в цифровую вселенную. И она довольно быстро пополняется новыми жителями: помимо культовых персонажей, туда переносятся сотни людей, чья судьба зависит от финального матча между возглавляемыми Джеймсом Леброном мультяшками и командой модифицированных злодеев. Их, кстати, изрядно прокачал сын протагониста, которому годами не давали жить своей жизнью и заниматься чем хочется. И хорошо еще, что дело кончилось выяснением отношений только в виртуальной вселенной.
«Первому игроку приготовиться», 2018
В 2018 году дедушка Стивен Спилберг выпустил на большие экраны такой термоядерный коктейль, что всему миру стало понятно, что есть еще порох в пороховницах. Правда, поход в кино на «Первому игроку приготовиться» скорее сам напоминал сеанс погружения в виртуальный мир, наполненный всевозможными пасхалками. Включая, например, воссоздание культовой сцены из «Сияния», которое некоторые герои-зумеры, конечно же, не смотрели.
Рассматривать (именно так) данную экранизацию одноименного романа можно долго – на это, собственно, и был весь расчет. Добавьте сюда зажигательные треки 1980-х, романтическую линию, находчивых героев… В общем, эскапизм во всей своей красоте, вызывающий желание сказать: «Дайте два!»
«Игра Эндера», 2013
Любопытный пример того, как использование виртуальной реальности может влиять на умы людей. Герои «Игры Эндера» – будущие боевые офицеры, призванные вести войну с инопланетянами жукерами. Готовят их со школьной скамьи, а потому тесты и экзамены они сдают в игровой форме, сидя за компьютерами и симуляторами.
Вскоре, однако, выясняется, что все не так просто, а перед персонажами, как и перед зрителями, ребром ставится вопрос о манипуляциях, принципах соучастия и многом другом. Неплохой уровень для проекта, который рассчитан на аудиторию 12+. Да и критическое мышление «Игра Эндера» прокачивает на отлично.
«Геймер», 2009
Один из канонических примеров фильмов про виртуальную реальность. Джерард Батлер играет несправедливо обвиненного заключенного Джона Тилмана, который может получить свободу, сыграв в жестокой видеоигре, скрещенной с реалити-шоу. Его цифровой аватар быстро занимает первые позиции в игре, что заставляет вмешаться в процесс создателей игры.
Но даже в этом случае герой остается пешкой между двумя группами – теми, кто считает, что мир должен быть свободным, и сторонниками высокотехнологичного рабства. А еще здесь есть Майкл Си Холл в роли циничного и бесславного ублюдка.
«Красавица и дракон», 2021
Приключения подростков в виртуальной реальности стали основой для новой работы автора «Мирай из будущего» и «Девочки, покорившей время» Мамору Хосода. Пережившая трагедию – ее мать погибла, пытаясь спасти незнакомого ребенка, – Судзу старается не привлекать к себе лишнего внимания в реальной жизни. А вот в приложении U, раскрывающем врожденный талант пользователя, она прекращается в настоящую поп-звезду. Проблема в том, что в онлайне она сталкивается с весьма агрессивным Драконом – и тогда сердобольная героиня решается помочь ему справиться с болью.
«Красавица и дракон» – не первый пример аниме, герои которого разбирались со своими проблемами (или, наоборот, множили их) с помощью виртуальной реальности: например, в конце 2000-х выходили «Летние войны». Но проект Мамору Хосода все равно выглядит уникальным – в первую очередь за счет авторского видения и трогательной истории.
«Призраки войны», 2019
Виртуальная реальность, технологии для демонстрации которой стали широко использоваться в кино, была идеальной основой для боевиков. Однако британский фильм «Призраки войны» выходит и за эти жанровые рамки.
В центре сюжета – группа американских солдат, которым приказано удержать французский замок, ранее оккупированный нацистским командованием. Однако в старинных стенах раз за разом происходит какая-то чертовщина: люди видят призраков, немецкие тексты превращаются в арабские, а ночь неизменно заканчивается резней.
«Конгресс», 2013
Еще один необычный проект, в котором традиционная съемка схлестывается с анимационными вставками, а метавселенная явно выходит из-под контроля. Актриса Робин Райт играет актрису Робин Райт, которая продает крупной кинокомпании права на использование своего изображения.
Спустя 20 лет она едет на «Футурологический конгресс», который проходит в сюрреалистическом городе, созданном воображением людей. Чтобы подключиться к новой реальности, необходимо принять галлюциноген. Но зато в лучшем из миров человек может стать кем угодно – от Мэрилин Монро и Клинта Иствуда до Фриды Кало и даже египетского бога Гора.
«Авалон», 2001
Фантастический триллер, который на фоне других проектов выделяет необычный тандем стран создателей – Япония и Польша. Пытаясь спастись от безрадостного настоящего (все по законам киберпанка – high tech, low life), люди массово играют в военную игру «Авалон». Названа она в честь острова, где нашел последнее пристанище король Артур.
Главная героиня Эш, которой в игре нет равных, узнает о появлении соперника, а также пытается побольше узнать о таинственном Призраке, который, по слухам, может перевести игрока на новый уровень. Но вернуться оттуда в реальность совсем не просто. Так или иначе, рекомендовать каждому фильм Мамору Осии не получится при всем желании: это сложносочиненный проект с довольно специфичным визуальным рядом. Но в ряд особенных проектов про виртуальную реальность он вписывается идеально.
«Экзистенция», 1999
Дэвид Кроненберг, биоразъемы, органическое оружие и вот это вот все. Гейм-дизайнер Аллегра Геллер проводит презентацию новой приставки виртуальной реальности под названием «Экзистенция», однако в этот момент на нее совершается нападение.
В попытках понять, насколько повреждена единственная копия, героине и ее телохранителю (его, между прочим, играет Джуд Лоу) не остается ничего другого, кроме как погрузиться в виртуальную реальность. Однако забыть о реальном мире им тоже не дают: конкуренцию на рынке высокотехнологических корпораций никто не отменял, да и радикальные группировки в таких условиях имеют обыкновение брать дело в свои руки.
Комментарии