Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > 10 фильмов, которые приведут в визуальный экстаз

10 фильмов, которые приведут в визуальный экстаз

9 февраля 2024 /
10 фильмов, которые приведут в визуальный экстаз

Ротоскопирование, анимация с документальными врезками, черно-белый нуар и полтора часа одним дублем.

Кинематограф – это бесконечное поле для экспериментов и режиссеры, люди творческие и креативные, все время находятся в поиске чего-то эдакого, особенного, что поразит воображение. Удержать внимание современного зрителя, которого сегодня уже сложно чем-либо удивить, действительно сложно. Однако время от времени на экранах расцветают визуальные жемчужины с неожиданными стилистическими и техническими находками, от которых захватывает дух.  

Одним дублем: «Русский ковчег» (2002)

Фишка фильма Александра Сокурова «Русский ковчег» в том, что он снят одним дублем, а его хронометраж составляет 1 час 27 минут. Об этой картине говорила вся Америка как об «одном из самых захватывающих фильмов, которые когда-либо были сняты». В тамошнем прокате «Русский ковчег» собрал больше 1,5 миллионов долларов, что для русского артхаусного кино очень неплохой результат. Между тем в России фильм не так уж и известен среди широкой публики.

«Русский ковчег» – это безостановочное путешествие в глубь эпох в стенах Эрмитажа, руководство которого не очень-то любит пускать к себе киношников. Однако для Сокурова и его огромной команды статистов почти в 900 человек было сделано исключение.

В Зимнем дворце встречаются двое – французский маркиз XIX века (Сергей Дрейден) и современный петербуржец, которого в кадре не видно, слышен только его голос. Вместе они идут по Эрмитажу, обсуждая все, что видят, и оставаясь невидимыми для других. Перед их глазами и глазами зрителей разворачиваются картины военного парада, дипломатического раута, музыкальный концерт, на котором оркестр под управлением Валерия Гергиева исполняет музыку из оперы «Жизнь за царя», балы и светские приемы с участием Петра I, Екатерины Великой, Николая I, Александра Сергеевича Пушкина и других исторических и выдуманных персонажей.

«Русский ковчег» – это фильм-проект о русской культуре: зрелищный, интригующий и влюбляющий в себя с первого захода. «Русский ковчег» я просто обожаю, – говорит мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту («Бердмэн», «Вавилон», «21 грамм»). – Я едва ли не плакал в финале картины, настолько она прекрасна».

Привкус нуара: «Город грехов» (2005)



«Город грехов» Роберта Родригеса, Квентина Тарантино и Фрэнка Миллера — максимально точный перенос комикса на большой экран не только в плане сюжета, но и в плане визуальной составляющей и стиля последнего, автора одноименного графического романа. Миллер наотрез отказывался продавать права на экранизацию после нескольких неудачных киноэкспериментов. Родригес же так фанател от «Города грехов», что в тайне от него снял кусочек одной из новелл с участием Джоша Хартнетта и Марли Шелтон, после чего показал его Миллеру со словами: «Если тебе, Фрэнк, понравятся мои наработки, то именно с этой сцены начнется картина. Если же нет, то ты сможешь показывать этот мини-фильм своим друзьям в качестве своеобразного дополнения к роману». Фильм есть, да еще и с продолжением («Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» вышел в 2014-м), значит, Миллеру все понравилось, да еще и настолько, что он решил стать одним из режиссеров.

Картина выдержана в нуарных черно-белых тонах с контрастными цветными пятнами отдельных персонажей или связанных с ними деталей — цвет глаз, платья, брызги крови, оружие. На Каннском кинофестивале 2005 года картина получила Гран-при в номинации «За визуальную заостренность».

В основу фильма положены 4 графические новеллы Миллера. «Трудное прощание», в котором герой ищет убийцу девушки, чью смерть хотят повесить на него. «Большая смачная резня» о войне проституток с наемниками. «Тот желтый ублюдок» о полицейском, защищающим девушку от маньяка. «Клиент всегда прав» о безымянном убийце и романтике.

Все истории так или иначе базируются на мести и связаны друг с другом. А уж актерский состав такой, что не посмотреть «Город грехов» – преступление: Брюс Уиллис, Джессика Альба, Бенисио Дель Торо, Рутгер Хауэр, Элайджа Вуд, Микки Рурк.

Занавес разума: «Помутнение» (2006)

Фильм Ричарда Линклейтера «Помутнение» стал для режиссера экспериментом в плане ротоскопирования. Это мультипликационная техника, изобретенная в 1914 году Максом Флейшером, когда отрезок фильма, снятого на камеру, покадрово прорисовывается аниматорами. «Помутнение» полностью выполнено в этой технике. Художники-аниматоры не только прорисовали каждого актера и детали картины, но и дорисовали то, что в условиях реальной съемки снять невозможно — галлюцинации и особое восприятие мира главного персонажа.

В условном недалеком будущем США проблема наркотиков становится настолько острой, что почти превращается в образ жизни — 20% населения крепко сидит на веществе D, которое постепенно разрушает сознание. Отдел по борьбе с наркотрафиком внедряет в среду наркоманов своего человека — Боба Арктора (Киану Ривз). Операция настолько секретная, что даже куратор не знает, как выглядит «крот», а встречаются они в костюмах-калейдоскопах, изменяющих внешность. Арктор начинает употреблять D и скоро получает задание следить за самим собой. И это совсем не кажется ему странным.

Фильм снят по одноименному роману Филипа Дика, а его книги это всегда как минимум занятная диковщина.

Романтичная кинофантазия: «Наука сна» (2006)

Мишель Гондри, режиссер «Науки сна», начинал как клипмейкер – он снял несколько музыкальных видео для Бьорк, Radiohead, The Chemical Brothers, Daft Punk. Клиповое мышление он перенес и в кино. Яркий пример этому — «Наука сна» с его облаками из ваты, машинами и городами из картона, фантастическими морями из целлофана.

Фильм можно условно разделить на две части – реальность и сны Стефана (Гаэль Гарсиа Берналь). Но сам герой частенько путает явь и воображение, запутывая и зрителя в своих немного детских и наивных фантазиях. Стефан знакомится со своей соседкой Стефани (Шарлотта Генсбур), такой же «облачной» мечтательницей, как и он. Это их сближает, но даже для такой девушки инфантильности Стефана оказывается слишком много.

«Наука сна» во многом автобиографичное кино. «Мы снимали фильм в доме, где я жил со своим сыном и его матерью, – рассказывал Гондри. – Мне хотелось исследовать ту историю, которая приключилась со мной 25 лет назад, в 1983 году, когда я был в Париже, и ту, которая была со мной в Нью-Йорке два года назад, так что я соединил их в одну». Можно сказать, что «Наука сна» – это такое милое возвращение в детство, когда весь мир человека – его фантазии, которые он воплощает подручными средствами. Вот только здесь это делает взрослый человек.

Натуральная красота: «Запределье» (2006)

Удивительно красивый фильм Тарсема Сингха в 2007 году получил на Берлинале «Хрустального медведя» как «лучший художественный фильм конкурса для юношества». Главный герой Рой (Ли Пейс) – каскадер, пострадавший во время съемок. У него отнялись ноги, и, коротая время в больнице и пряча собственную боль после ухода любимой девушки, он рассказывает маленькой Александрии (Катинка Унтару) приключенческую сказку о пяти героях, которых списал с окружающих людей и с себя самого. Происходящие с ним события напрямую влияют и на персонажей его истории. А вскоре и Александрия перестает молчать, помогая Рою воспрянуть духом.

Особенность этого фильма в том, что при его создании не использовалась компьютерная графика, хотя, глядя на кадры, в это действительно трудно поверить. Все локации, показанные в картине, существуют на самом деле: «Запределье» снимали четыре года в 18 странах мира.

От первого лица: «Хардкор» (2016)

«Хардкор» – российско-американский проект, снятый Ильей Найшуллером («Никто»). Во время работы над фильмом-шутером использовалась камера GoPro и маска Adventure Mask для съемок от первого лица, разработанная трейсером Сергеем Валяевым, который, кстати, исполнил часть трюков для «Хардкора». Также роль Генри примерили на себя актер Андрей Дементьев, сыгравший еще и Хитрого Дмитрия, несколько каскадеров и сам режиссер.

Сюжет фильма прост и эффекта «вау» не вызывает. Генри просыпается в военно-научной лаборатории и понимает, что из него сделали полукиборга. При этом он ничего не помнит — ни почему стал таким, ни кем был раньше, ни свою жену Эстель (Хейли Беннетт). Не успев опомниться от «воскрешения», он сталкивается с главным злодеем Аканом (Данила Козловский), и весь фильм они бегают друг за другом, соревнуясь, кто прольет больше крови. Здесь главное не сюжет, а то, что зритель видит историю Генри его глазами и только то, что видит он.  

В «Хардкоре», помимо уже перечисленных актеров, задействованы Сергей Шнуров, Равшана Куркова, Шарлто Копли и, на минуточку, Тим Рот.

В стиле постимпрессионизма: «Ван Гог. С любовью, Винсент» (2017)

«Ван Гог. С любовью, Винсент» – уникальный анимационный полнометражный фильм, нарисованный масляными красками на холсте в стиле работ Винсента Ван Гога. Картина создавалась пять лет, и в работе над ней принимали участие 125 художников со всего мира. Они кропотливо отрисовывали в технике Ван Гога каждый кадр — всего их 62 450 штук. Кстати, в состав аниматоров, которых отбирали режиссеры фильма Доротея Кобела и Хью Уэлтман, вошла художница из России – Саша Соколова.

Изначально лента была снята как кино с реальными актерами – Дугласом Бутом, Джошем Бердеттом, Холли Эрл, Робином Ходжессом и другими. И только потом началась перерисовка.

Арман Рулен, сын почтальона и натурщик художника, взялся доставить неотправленное письмо Ван Гога адресату – его брату Тео. Поначалу его не очень-то вдохновляет эта миссия, но чем больше он погружается в мир Ван Гогов, тем сильнее проникается ими. Он узнает, что Тео пережил Винсента всего лишь на полгода, и отправляется к доктору Полю Гаше в Овер-сюр-Уаз, где художник лечился в последние годы жизни незадолго до самоубийства. Или это было убийство? Вот это-то Рулен и пытается выяснить.

Притом что действие фильма происходит почти сразу после смерти Ван Гога, лента больше биографическая и документальная, нежели игровая. В основу сценария легли 800 писем братьев Ван Гогов друг к другу, больше 100 картин и набросков, искусно вплетенных в события на экране. И чем лучше знаешь творчество голландца, тем сильнее погружаешься в кружево фильма. А черно-белые фрагменты-флешбэки из жизни художника плотно опутывают тебя сумасшествием. 

Сюрреализм на максималках: «Бунюэль в лабиринте черепах» (2018)

Для тех, кто интересуется творчеством скандального режиссера-сюрреалиста Луиса Бунюэля, анимационный фильм испанского режиссера Сальвадора Симо «Бунюэль в лабиринте черепах», поставленный по одноименному графическому роману Фермина Солиса, станет настоящей находкой. Он рассказывает о сложном периоде жизни режиссера, когда от него все отвернулись — меценаты, продюсеры, публика и даже его соавтор Сальвадор Дали. Бунюэль впадает в отчаяние, пытаясь найти деньги на свой новый документальный фильм, а когда все же их находит, то отправляется в беднейший регион страны Лас-Урдес. Однако то, что он там снимает и как это делает, повергает в шок даже его съемочную группу.

Сальвадор Симо, решившийся рассказать историю своего соотечественника, придумал интересный ход для картины: он разбавляет анимацию врезками из настоящих фильмов Бунюэля — шокирующих и страшных в своей наготе и правдивости.   

Делай свой выбор: «Мозаика» (2018)

По сюжету мини-сериала «Мозаика» детская писательница и основательница благотворительного фонда «Мозаика» Оливия Лейк (Шэрон Стоун) страдает от творческого кризиса. Она знакомится с двумя мужчинами – художником Джоэлем (Гаррет Хедлунд) и альфонсом Эриком (Фред Уэллер), а потом бесследно исчезает. Трупа нет, доказательств нет, но одного из мужчин все же арестовывают. Через 4 года находят руку Оливии, и ее сестра Петра (Дженнифер Феррин) настаивает на возобновлении расследования.

В сериале Стивена Содерберга несколько сюжетных веток, и зрители могут влиять на ход событий при помощи специального мобильного приложения, выбирая героя и решая, как ему поступить в той или иной ситуации. Из всего этого складывается индивидуальная история и зритель как бы творит свой собственный сюжет, становясь соавтором фильма.

Линия каждого персонажа продумывалась до мельчайших деталей: сценарий занял около 600 страниц. Содерберг признает, что концепция фильма не оригинальна: идея «разветвленного нарратива давно носилась в воздухе», а он лишь оформил ее в конкретный продукт.

К слову сказать, первая попытка создать подобный интерактивный фильм была предпринята в 1960 году чехословацким режиссером Радузом Синчером. Он снял картину «Человек и его дом», где у главного героя сгорает квартира и всю картину он пытается выяснить, что к этому привело. Зрители с помощью красных и зеленых кнопок на креслах могли выбирать, какое действие совершить главному герою. Однако финал был одним, независимо от их выбора, – квартира все равно сгорала.

Фильм без визуала: «Тревожный звонок» (2021)

«Тревожный звонок» Федерика Альвареса – это не совсем кино в привычном смысле слова. Это аудиовизуальный эксперимент, выстроенный на телефонных разговорах. При этом на экране картинки как таковой нет. Вместо нее – гипнотически-абстрактная визуализация диалогов в виде разноцветных линий, диаграмм и волн. Все остальное – воображение зрителя.

В фильме несколько историй, которые на первый взгляд никак друг с другом не связаны: мужчина узнает о беременности подруги и сбегает в пустыню, где за час проходит несколько лет; пилот получает сообщение, что его рейс пару часов назад разбился; женщина звонит сестре и рассказывает, что ее кости ломаются, а кожа плавится прямо в эту минуту.

Все мини-истории окружены фантастическими обстоятельствами, и каждая из них закончена. В финале же происходит твист, и они все схлопываются в одну, вычерчивая смысл всего происходящего. Напряжение, которое копилось по ходу картины (а саспенс здесь выстроен так грамотно, что в какой-то момент ловишь себя на мысли, что боишься собственного телефона, ведь он в любой момент может зазвонить), не уходит в момент кульминации, а еще больше усиливается. Ты ловишь каждое слово последнего разговора, будто от этого зависит жизнь не придуманной экранной киновселенной, а твоей собственной – настоящей и реальной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: