Кино

10 фактов об Эдварде Нортоне, которые все объясняют

К 55-летию Эдварда Нортона вспоминаем необычные факты о звезде «Бойцовского клуба». 

Родился в обеспеченной семье

«Достать ножи: Стеклянная луковица» (2022)

Эдвард Нортон родился в обеспеченной семье, далекой от мира искусства, – его мать была учительницей английского языка, отец после армии пошел в адвокаты и со временем дорос до федерального прокурора в администрации Джимми Картера. А дед по материнской линии вошел в историю как успешный застройщик и соучредитель корпорации по продаже недвижимости. 

«У него был почти утопический идеал, которому он следовал. И при этом демонстрировал чудеса эффективности – возвращал жизнь старым районам и во многом сформировал идеи городского обновления, которые мы повсюду видим сейчас», – с гордостью отзывается о предке актер. 

Знает японский

«Красный дракон» (2002)

Именно в один из офисов компании Enterprise Community Partners Эдвард Нортон отправится работать по окончании университета. И речь идет не о каком-нибудь американском городе, а об Осаке, куда переедет выпускник, изучавший японский язык в Йельском колледже.

Любопытно, что в семейном бизнесе Нортон попробовал себя, несмотря на многолетнее увлечение сценой – магия театра очаровала мальчика, когда ему было пять, а на подмостках он впервые оказался в восемь. В итоге мечта пересилила долг: в один прекрасный день Эдвард просто не появился на службе.

Построил театр

«Разрисованная вуаль» (2006)

В интервью Эдвард Нортон шутит, что его карьера началась с театра, в котором он работал билетером. На самом деле в труппу его приняли почти сразу – талантливого парня приметили на прослушивании в Signature Theater Company, который был открыт в 1991 году на Манхэттене.

Сейчас Нортон – председатель попечительского совета и явно занимает свое кресло не просто так. Так, несколько лет жизни актер потратил, чтобы построить масштабный театральный комплекс в Нью-Йорке – первый со времен Линкольн-центра, как с гордостью отмечает он сам. 

«Без театральной компании я чувствую себя никчемным, ей я посвятил немало лет жизни и всю душу. А театр – это всегда коллективное творчество», – тепло отзывается Нортон о деле жизни. 

Дружит со спортом

«Королевство полной луны» (2012)

В университетской команде Нортон считался неплохим гребцом. А в Японии совершенствовал навыки контактных видов спорта: Эдвард обучался айкидо, бразильскому джиу-джитсу и крав-мага – разработанной в Израиле военной системе рукопашного боя.

Кроме того, он прошел дополнительную подготовку по боксу и тхэквондо для «Бойцовского клуба». Впрочем, ситуацию осложняло то, что герой Нортона должен был выглядеть изможденно, из-за чего сам актер пытался «заморить себя голодом, пока Брэд Питт съедал шесть хот-догов и половину тыквенного пирога и становился только сильнее». При этом подростком Эдвард не слишком-то увлекался единоборствами.

«Я был неспортивным подростком, а мои одноклассники больше увлекались запрещенными веществами, чем разведением костров», – признавался он после того, как сыграл бойскаута в «Королевстве полной луны».

Ударно дебютировал в кино

«Первобытный страх» (1996)

Дебютом в кино для Нортона стал фильм «Первобытный страх» (1996), где он сыграл обвиняемого в жестоком убийстве молодого человека, в истинных намерениях которого пытается разобраться известный адвокат (Ричард Гир). За эту роль Эдвард получил премию «Золотой глобус» и был номинирован на премию «Оскар» как лучший актер второго плана. Впоследствии те же номинации ему принесет «Бердмэн» (2015).

Кроме того, претендентом на награду киноакадемии Эдвард станет в 1999-м – академики отметят главную роль в «Американской истории X», но заветную статуэтку Нортон уступит Роберто Бениньи, блеснувшему в картине «Жизнь прекрасна».

Прослыл отказником

«Бойцовский клуб» (1999)

Успешная карьера позволила Нортону отказываться даже от потенциально выгодных контрактов. Так, актер отклонил предложение сыграть рядового Райана в одноименном фильме Стивена Спилберга, а также не стал всеми силами добиваться роли Патрика Бэйтмана в «Американском психопате», хотя продюсеры настаивали на его кандидатуре. Впрочем, конкретно в этом случае Кристиана Бэйла, в итоге исполнившего главную роль, отстояла постановщица Мэри Хэррон. Решение едва не стоило ей карьеры, но в итоге все сложилось наилучшим образом. 

Зато сам Нортон однажды стал причиной, по которой роли лишилась его тогдашняя девушка Кортни Лав. Она должна была сыграть Марлу в «Бойцовском клубе» и фактически была утверждена в проект, однако в конечном итоге Дэвид Финчер «почувствовал, что личные отношения актеров помешают работе».

Не вписался в супергероику

«Невероятный Халк» (2008)

Любопытно, что в свое время Нортону не довелось сыграть Росомаху, хотя он был одним из немногих претендентов на вакантную должность. Но жанр супергероики ему все же покорился. Весьма небезынтересно: актер принял эстафетную палочку у Эрика Баны, сыгравшего Халка в одноименном кинокомиксе 2003 года (в официальную вселенную Marvel он не входит), а затем передал роль Марку Руффало, вступившему в игру в 2012-м. 

Из-за медийного шума, который в свое время наделал «Невероятный Халк» (2008), в прессе всплыли подробности не самого приятного толка. В частности, речь шла о невыносимом характере Нортона, его перфекционизме и решительном желании, несмотря ни на что, отстаивать собственное мнение, которое часто шло вразрез с видением студии.

Только спустя много лет режиссер «Невероятного Халка» признался публично, что Эдвард был прав, защищая серьезный тон фильма, который в итоге был размыт комическими вставками. Кроме того, актер критически относился к компьютерной графике, которая в случае его персонажа была неотъемлемой частью рабочей рутины. И, по словам дублеров, «не слишком-то погружался в процесс».

Обоюдное недовольство на всех уровнях в итоге дошло до точки невозврата, и Нортон попал в черный список студии, навсегда поставивший крест на его возвращении в киновселенную. 

Считается самым невыносимым актером

«Бердмэн» (2015)

Впрочем, за годы успешной карьеры в адрес Нортона сыпались обвинения и посерьезнее. Он требует от режиссеров переделывать дубль, если ему что-то показалось недостаточно идеальным, вносит правки в сценарий в разгар съемочного процесса и даже вмешивается в финальный монтаж (ярчайший тому пример – «Американская история Х», режиссер которой назвал Эдварда нарциссическим дилетантом). Не гнушается актер и банального шантажа – именно из-за его скверного характера пресс-тур пресловутого «Невероятного Халка» остался без главной звезды. 

При этом сам Эдвард относится к происходящему философски, утверждая, что «конфликты на съемочной площадке необходимы», чтобы лишить конечный продукт банальности. А из-за собственной дотошности страстно ценит людей, у которых все расписано до мелочей: в список его  любимчиков-режиссеров, например, вошли Спайк Ли и Уэс Андерсон.

А еще Нортон мечтал поработать с Алехандро Иньярриту, да так сильно, что встретился с режиссером в кафе и пообещал, что не выпустит его, пока не получит роль. Мексиканец, как ни странно, отнесся к этим словам благодушно, а роль в «Бердмэне» (2015) стала для актера очередной карьерной вехой.

Не перестает искать вдохновение

«Город астероидов» (2023)

На вопросы о том, каких героев ему играть приятнее, Эдвард Нортон обычно отмахивается. Несмотря на то, что в галерее самых известных его персонажей есть скинхед, супергерой и лидер бойцовского клуба, играл актер и робких тихонь, и добросердечных чудаков, и смешных негодяев. В четырежды оскароносном «Бердмэне» он фактически спародировал на самого себя, перевоплотившись в интеллектуала-фанатика, а в «Городе астероидов» (2023) взял на себя роль мучимого творческими поисками драматурга. 

В нуарном «Сиротском Бруклине» (2019), который он адаптировал для больших экранов и лично поставил, Нортон отвел себе роль детектива с синдромом Туретта: критики в один голос говорили о его физической точности и видимых усилиях по ее достижению. Это, кстати, далеко не первый раз, когда актер шел ва-банк: в каждом ментальном и физическом дефекте своих героев, будь это заикание (в «Первобытном страхе» он предложил его сам), диссоциативное расстройство или частичная недееспособность, Эдвард видит в первую очередь актерский вызов.

Наконец, в комедийном детективе «Достать ножи: Стеклянная луковица» (2022) актер превратил своего миллиардера Майлза Брона в посмешище, жалкое настолько, что любые нападки в его адрес выглядели почти адекватной самозащитой.

Нортон и сам говорит, что не хочет застрять в одном амплуа: по его мнению, каждый актер имеет право попробовать влезть в шкуру другого. А актерские техники Эдвард сравнивает с попыткой эскапизма и отстранения от собственного опыта. 

Пробует новое

«Сиротский Бруклин» (2019)

В последние годы Эдвард Нортон редко появляется на больших экранах, но менее деятельным его это не делает. Еще в 2000-м он попробовал себя в режиссуре, сняв комедийную мелодраму «Сохраняя веру» с собой, Беном Стиллером и Дженной Элфман в главных ролях. В 2002-м написал стихи и музыку для черной комедии «Убить Смучи», получив за свои труды чек на сорок долларов. В 2003-м вместе со своим близким другом Стюартом Блумбергом и продюсером Биллом Миглиором Нортон основал компанию Class 5 Films, выпустившую в числе прочих проектов «Разрисованную вуаль» (2006) по Сомерсету Моэму.

А затем пошел еще дальше: в 2015 году актер вместе с другом-предпринимателем Дэниелом Нэдлером Нортон основал компанию Entertainment Data Oracle (EDO), целью которой стало улучшение маркетинговых схем по продвижению фильмов. Сейчас с ней сотрудничают почти все гиганты развлекательной индустрии, начиная с Disney и Warner Bros. и заканчивая подразделениями NBC.

Еще Нортон озвучивает мультфильмы: и если «Остров собак» (2018) можно назвать авторским проектом в жанре инди, то анимационная серия «Полный расколбас» по сценарию Сета Рогена – это уже что-то из разряда нишевого, но уже мейнстрима. Кроме того, Эдвард по-прежнему выходит на сцену, пишет сценарии и продюсирует сериалы. Впрочем, в ближайшее время стоит ожидать его возвращения и в более привычном амплуа: в байопике «Совершенный незнакомец» Эдвард Нортон сыграл фолк-певца и общественного активиста Пита Сигера, заменив Бенедикта Камбербэтча. Мировая премьера картины состоится уже в конце этого года. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

21 час назад