Первый вестерн в карьере Пола Гринграсса, номинация на «Золотой глобус» для 12-летней Хелен Зенгель и повлиявшая на фильм пандемия.
10 февраля на Netflix выходит долгожданный фильм Пола Гринграсса. Сюжет вестерна «Новости со всех концов света» посвящен путешествию двоих героев по техасским прериям – капитан Джефферсон Кайл Кидд соглашается отвезти маленькую Джоанну, которую в детстве похитили индейцы, в дом ее родных дяди и тети. «КиноРепортер» собрал 10 фактов о картине, которая в этом наградном сезоне, скорее всего, не останется без призов.
1
В основу фильма лег одноименный роман Полетт Джилес, который она выпустила в 2016 году. Действие разворачивается после окончания Гражданской войны, а в центре сюжета оказывается капитан армии Конфедерации, который путешествует из одного техасского города в другой, читая газеты людям, жаждущим хороших новостей. Однажды он встречает 10-летнюю Джоанну, которую похитили индейцы, убившие ее родителей, и решает помочь ей вернуться домой.
Для больших экранов роман адаптировал Люк Дейвис, пять лет назад получивший номинацию на «Оскара» за байопик «Лев». В работе над сценарием принимал участие и сам Пол Гринграсс. Он называет книгу «примером исцеления разобщенной страны».
«Это фильм для нашего времени, и он о целительной силе историй. Я думаю, это то, что нам всем сейчас нужно».
2
Главные роли в «Новостях со всех концов света» исполнили Том Хэнкс и Хелен Зенгель, которая стала самой юной номинанткой на «Золотой глобус» – летом ей исполнится 13 лет. Ранее в возрасте 12 лет на престижную награду номинировались Хэйли Джоэл Осмент («Шестое чувство») и Кирстен Данст («Интервью с вампиром»), но они все же были чуть старше немецкоговорящей актрисы.
Сама Хелен Зенгель заявила журналистам, что не ожидала номинации, но была очень рада ее получить. В категории «Лучшая актриса второго плана» вместе с ней заявлены Глен Клоуз («Элегия Хиллбилли»), Оливия Колман («Отец») и Джоди Фостер («Мавританец»).
В том, что талантливую девочку ждет большое будущее, сомневаться не приходится: в декабре с ней подписало договор авторитетное агентство CAA. Подробности сделки неизвестны, но Зенгель уже успела заявить, что «будет сниматься в новых прекрасных фильмах».
3
Продюсер «Новостей со всех концов света» утвердила Хелен Зенгель без малейших колебаний.
«Я сразу поняла: она – то, что надо. Это было очевидно. Так что все время роль была закреплена за ней, я даже не стала продолжать кастинг», – говорит Гейл Матракс.
Юная актриса, которая ради проб выучила несколько фраз на языке кайова, а на площадке общалась с потомками племени, не подвела и на съемках.
«Джоанну было сложно играть по ряду причин, особенно потому, что мне приходилось много играть глазами и показывать эмоции. Я могла бы говорить, но Кидд бы просто меня не понял», – объясняет девочка журналистам.
4
«Новости со всех концов света» не только несколько раз меняли дату выхода из-за пандемии, но и кочевали от студии к студии. Первоначально права на экранизацию купила компания Fox 2000 Pictures, однако после слияния Disney и Fox фильм был передан Universal Pictures. Наконец, из-за пандемии, парализовавшей прокат, международные права на показ картины выкупил Netflix.
Пол Гринграсс признается, что несколько разочарован тем, что люди будут смотреть его творение дома, а не в кинозалах, но при этом говорит, что это было неплохим решением в разгар кризиса, с которым столкнулась индустрия.
«Киноиндустрия столкнулась с огромным кризисом, производство по всему миру было остановлено. Приходится делать выбор – мы могли отложить релиз на год, но мне этого не хотелось. Мне казалось, что фильм резонирует с сегодняшним днем. И мне кажется, что мы вернемся в кинотеатры даже быстрее, чем сами того ожидаем. Мой прогноз – это произойдет в течение полугода».
5
Пол Гринграсс взялся за «Новости со всех концов света» отчасти потому, что на тот момент только закончил работать над фильмом о злодеяниях Андерса Брейвика, взорвавшего бомбу в Осло и расстрелявшего почти восемь десятков людей на острове Утейя.
«Когда я взялся за этот проект после «22 июля», то хотел снять кино о том, где найти свет. Мой предыдущий фильм был мрачным и рассказывал о мрачных вещах, так что «Новости со всех концов света» должны были стать выходом оттуда. Как выглядит путь исцеления? Я хотел снять кино об исцелении и искуплении. Мне очень понравилась книга, казалось, она обращена к сегодняшнему дню. Неважно, во что ты веришь, каждый сегодня ощущает беспокойство от того, что мы не едины и разобщены. Это хорошо ощущается в нашей стране, и я уверен, ощущается и в вашей. Это ощущение кризиса, когда все движутся в разных направлениях».
6
Том Хэнкс на съемках фильма
Снять вестерн было давней мечтой Пола Гринграсса.
«Я снимал фильмы про шпионов в бегах, снимал много других вещей, но никогда не создавал классических прекрасных вестернов. Несколько лет назад я работал над документалкой, посвященной режиссерам, которые воевали во время войны. Я тогда выбрал Джона Форда, о чем вспомнил, когда взялся за «Новости со всех концов света». Я пересмотрел все его фильмы, в особенности «Искателей». И мой фильм – это «Искатели» в обратном направлении, потому что это скорее история про возвращение, чем про поиск. Я хотел снять кино, которое ощущалось бы немного по-другому, более замедленное, более классическое».
7
Гринграсс, который обычно использует сложные технические приспособления на своих картинах, на этот раз был более сдержан. Режиссер признался, что отлично сработался с оператором Дариушем Вольски.
«Дариуш известен благодаря своей прекрасной операторской работе, когда мой стиль больше тяготеет к съемке от первого лица. Мы тесно общались, пытаясь найти креативный способ съемки. Это не заняло много времени: вскоре картинка отвечала моему вкусу и в то же время выглядела как классический вестерн, для которого очень важны ощущение места и красота пейзажа», – рассказывает Пол Гринграсс.
8
Режиссер намеренно не стал включать в фильм наиболее жестокие сцены, включая годы, которые капитан провел на войне, и насилие, которое Джоанна пережила в раннем детстве.
«Я не хотел показывать эти сцены с помощью флешбэков. Они бы привнесли лишнюю мелодраму и лишили происходящее глубины. Я хотел, чтобы лица героев говорили сами за себя».
9
Съемки не всегда проходили гладко. Сложности вызывали и особенности местности, и местная фауна. Так, например, в группу входил человек, следящий за тем, чтобы никто не пострадал от укуса змеи. Но все окупала красота пейзажей: по словам оператора, Том Хэнкс постоянно приходил на площадку раньше, чем все было готово к съемкам, садился на стул и наслаждался видом. Когда же его пытались уговорить вернуться в трейлер, он неизменно отвечал, что провел в трейлерах большую часть жизни, а теперь хочет насладиться окружающей его красотой.
Радиус съемок при этом был ограничен: несмотря на то что путь героев в фильме оценивается в 480 км, съемки велись на территории протяженностью не более 50 км недалеко от Санта-Фе. Создателям пришлось выкручиваться, чтобы локации не были похожи друг на друга. Для этого каждые несколько дней декорации разбирали и возводили заново, перекрашивали, а также старались снимать под другим углом. Кроме того, иногда использовались визуальные эффекты.
10
Едва Гринграсс закончил работу над режиссерской версией монтажа «Новостей со всех концов света», ему позвонил Том Хэнкс с новостью о том, что он заразился коронавирусом. С того момента работу над монтажом пришлось вести удаленно. Своего персонажа актер озвучивал уже после того, как полностью поправился.
Комментарии